В 1975 году Аллан Котт в книге "Пост как образ жизни" заметил, что "пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм".

В мире насчитывается около 900 миллионов мусульман. В месяц Рамадан большинство из них придерживаются полного поста (то есть абсолютно ничего не едят и не пьют от рассвета до самого заката солнца). Они это делают вовсе не для того, чтобы похудеть или разгрузить свой желудок. Мусульмане постятся потому, что это сказано в их Священной Книге:

"О вы, которые уверовали!
Вам предписан пост, подобно тому,
Как он был предписан тем, кто жил до вас,-
Быть может, вы станете богобоязненными" (Коран, 2:183)

По исламским законам, от поста освобождаются дети до 12 лет, больные, те, кто находятся в пути и женщины в период месячных или кормления грудного ребенка. Те же, кто постятся, должны не только воздерживаться от воды и еды на протяжении дня, но также избегать плохих поступков, курения и половых отношений. Во время Рамадана им рекомендовано совершать как можно больше праведных дел, усердствовать в молитве, благотворительности и чтении Корана.

Пост необходим человеческому организму для того, чтобы извлекать энергию при сжигании углеводов, в частности, сахара. Излишек невостребованных организмом углеводов приводит к жировым отложениям в мышцах, и к образованию в печени гликогена. Инсулин, гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, уменьшает содержание сахара в крови, откладывая его в другое хранилище энергии - гликоген. Чтобы оказаться эффективным, инсулин должен быть вовлечен в четкий процесс обмена веществ. Например, полные люди страдают от нарушения обмена веществ, а инсулин в их организме не может выполнять свои функции. Это и может привести к сахарному диабету. Во время поста колоссально увеличивается процесс потребления организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови. Чтобы потратить глюкозу на необходимую организму энергию, печень расходует гликоген. Во время поста для энергетических потребностей организма сжигается жир в жировых складках.

На основе вышеописанных аспектов человеческой физиологии для регулирования веса успешно используется полуголодание или кетогенная диета. Такое лечение дает организму определенное количество протеина с избытком воды, мультивитамины и некоторые другие вещества. Диеты способствуют избавлению от лишнего веса, сокращают содержание сахара в крови, но из-за побочных эффектов должны проводиться только под наблюдением врача. Полный пост сокращает или убирает чувство голода и приводит к быстрой потере веса. В 1975 году Аллан Котт в книге "Пост как образ жизни" заметил, что "пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм". Однако стоит отметить, что у полного поста существует множество побочных эффектов. Так, например, низкокалорийная диета без наблюдения врача может привести к гипокалемии и сердечной аритмии.

Исследования исламского поста
Доктор Солиман из Медицинского университета Аммана (Иордания) провел эксперимент, в котором участвовали добровольцы, наблюдаемые во время поста Рамадан в июне-июле 1984 года. В эксперименте приняли участие 42 мужчины в возрасте от 15 до 64 лет и 26 женщин от 16 до 28 лет. Их взвесили и взяли у них анализ крови на користол, тестостерон, натрий, кальций, мочевину, глюкозу, уровень холестерина, липопротеид высокой плотности (ЛВП), липопротеид низкой плотности (ЛНП), триглицериды (ТГ) и осмоляльность сыворотки. Все эти данные были зафиксированы в начале и в конце Рамадана. В результате была замечена существенная потеря веса у мужчин (на 6,8-7,1 кг) и женщин (4,2-4,8 кг). Уровень глюкозы в крови у мужчин вырос от 23,6 мг/дл до 90,2 мг/дл, а у женщин - от 1,1 мг/дл до 7 мг/дл. Все остальные показатели существенно не изменились.

Доктор Ф.Азизи и его помощники из университета медицинских наук в Тегеране (Иран) провели исследование, измерив уровень глюкозы, билирубина, кальция, фосфора, белка, альбумина, лютеинизирующего гормона, тестостерона, пролактина, и некоторых других веществ в сыворотке девяти здоровых мужчин. Анализы были взяты на 10-й, 20-й и 29-й день Рамадана. Измерения средних показателей веса тела на 29-й день показали, что он уменьшился с 65,4 кг на 61,6 кг. Уровень глюкозы в сыворотке на 10-й день упал с 82 мг/дл и впоследствии возрос до 76 мг/дл на 20-й и 84 мг/дл на 29-й день поста. Уровень билирубина в сыворотке на 10-й день возрос с 0,56 до 1,43 мг/дл, а потом упал (на 20 и 29-й день его показатели составляли 1,1 мг/дл.) Все показатели стали на свои места спустя четыре недели после Рамадана. В уровне кальция, фосфора, белка, альбумина и любых из измеряемых гормонов в сыворотке существенных изменений замечено не было. Доктор Азизи сделал вывод, что периодическое воздержание от еды и питья на 17 часов в сутки в течение 29 дней не влияет на репродуктивные гормоны мужчин и второстепенный метаболизм гипоталаинической слизи гормонов щитовидной железы.

Из результатов двух вышеописанных исследований следует, что исламский пост не вызывает никаких побочных эффектов в здоровом организме и оказывает благотворное влияние на уменьшение веса и липидный метаболизм.

Чем исламский пост отличается от других видов поста?
Бесспорно, исламский пост отличается от вышеупомянутых медицинских диет, так как оказывает благотворное влияние сразу в двух аспектах. Его уникальные медицинские свойства происходят вследствие следующих факторов:

  1. В сравнении с другими диетами, при посте в Рамадан не происходит недоедания или неадекватного потребления калорий, так как отсутствуют ограничения в пище, принимаемой на Ифтар или Сухур. Это было подтверждено М.М. Хуссаини в Рамадан 1074 года, когда он провел исследование диеты мусульманских студентов в Университете Северной Дакоты в Фарго. Он пришел к выводу, что потребление калорий мусульманскими студентами в период поста составляло две трети от требуемой медицинской нормы.
  2. Пост в месяц Рамадан - дело добровольное. Он не назначается врачом. В гипоталамусной части мозга существует центр, который называется "липостат". Он контролирует вес человеческого тела. Когда вследствие полной и жесткой диеты происходит большая потеря веса, центр реагирует на это изменение как на катастрофу, перепрограммируя организм на то, чтобы быстро возобновить потерянные килограммы, как только человек закончит диету голодания. Итак, единственным эффективным способом похудения может быть постепенное, контролируемое и поэтапное ограничение в питании, провоцируемое соответствующими изменениями в поведении. Человек должен сознательно отказаться от излишней еды. Рамадан - это месяц самоконтроля и самовоспитания, что подразумевает и дисциплину питания, удачно влияющую на программирование липостата.
  3. В исламском посте мы не подвержены тенденции выборочного питания (то есть в потреблении только белков, углеводов, фруктов и т.д.). Перед рассветом принимается легкий завтрак, а после захода солнца пост прерывается чем-то сладким, как, например, финиками, фруктами, соками, чтобы избежать гипоглицемии, вызванной плотным ужином, который принимается чуть позднее.
  4. После ужина совершаются дополнительные молитвы, которые помогают метаболизму еды. При помощи подсчета калорий я вычислил, какое количество энергии сжигается в течение дополнительной молитвы Тарауих, - это около 200 калорий. Исламская молитва под названием Салят включает в себя упражнение для всех мышц и связок и в отношении расхода калорий может быть отнесено к категории мягких физических упражнений.
  5. Сам по себе пост в Рамадан является упражнением в самодисциплине. Для заядлых курильщиков, сладкоежек или кофеманов это станет хорошей тренировкой по укрощению привычки в надежде на то, что ее эффект продлиться и после Рамадана.
  6. Мусульмане свидетельствуют и о психологическом эффекте поста. Они говорят, что в Рамадан к ним приходит ощущение умиротворенности и спокойствия. Пророк советовал мусульманам: "Если к тебе задираются или компрометируют на драку, скажи: у меня пост". Следовательно, враждебность к другим людям в Рамадан минимальна. В этот месяц в мусульманских странах резко сокращается число совершаемых преступлений.

По себе я могу сказать, что с первых дней поста в Рамадан я стал чувствовать себя лучше с каждым потерянным граммом веса. Я больше работал и молился, это улучшило мою физическую выдержку и умственные способности. Так как в офисе у меня своя лаборатория, я часто проверял свои анализы, а именно, уровень глюкозы, триглицерида и холестерола в крови перед началом и в конце Рамадана. В конце месяца я констатировал заметные улучшения в анализах. Так как благодаря Богу я не ощущаю проблем с избыточным весом, мои потери веса были минимальны - лишился килограмма, и вскоре наверстал упущенное. Пост в Рамадан будет истинным благословением для людей с избыточным весом, а также для тех, кто привык к курению и обжорству. Такие люди смогут научиться контролировать свои вредные привычки.

Пост для пациентов больниц и клиник
Как уже упоминалось ранее, пациенты освобождаются от поста. Но некоторые из них все же могут решиться на эксперимент. Для них я предлагаю следующие рекомендации:

  1. Пациентам, страдающим от диабета . Диабетики, которым предписана только диета, могут поститься и с сокращением веса их болезнь может пройти или, по крайней мере, их состояние улучшится. Диабетики, которым наравне с диетой предписаны гипоглицемические препараты типа Ориназы, в посте должны придерживаться следующих мер предосторожности: они должны сократить дозу препарата на одну треть, и принимать таблетку не утром, а во время ифтара вечером. Если они почувствуют или определят, что количество сахара в крови упало, они должны немедленно прервать свой пост. Диабетики, принимающие инсулин, ни в коем случае не должны поститься. Если они решаться поститься на свой страх и риск, они должны это делать под четким наблюдением врачей и при существенных изменениях дозы инсулина. Те диабетики, которые постятся, должны придерживаться своей диеты во время ифтара, сухура и ужина. Прерывание поста сладким, которое широко практикуется во время Рамадана, повредит их состоянию здоровья. Они должны измерить уровень сахара в крови перед завтраком, и после окончания поста.
  2. Пациентам, страдающим от повышенного кровяного давления или сердечных болезней. Люди с мягким и средним кровяным давлением, страдающие от излишнего веса должны поститься, так как пост поможет уменьшить их кровяное давление. Перед этим им необходимо пойти к врачу, чтобы согласовать с ним, какие лекарства можно или нельзя принимать во время поста. К примеру, рекомендуется сократить потребление мочегонных средств во избежание обезвоживания организма. Препараты долговременного действия типа Индерала или Тенормина должны приниматься один раз в день перед Сухуром. Люди с повышенным давлением или серьезными болезнями сердца не должны поститься вообще.
  3. Пациентам, страдающим от головной боли и мигрени. Головная боль, обезвоживание или низкий сахар в крови во время поста обостряются. При жестком режиме питья и питания в крови увеличивается количество свободных жирных кислот, которые непосредственно влияют на усиление мигреней из-за освобождения катехоламина. Пациентам, страдающим от мигреней, рекомендуется не поститься.
  4. Беременным женщинам (нормальная беременность, без осложнений). Эта ситуация непроста. Беременность не является медицинским заболеванием, и освобождение от поста в такой ситуации не упоминается ни медициной, ни Кораном. Однако Пророк говорил, что беременным и кормящим женщинам не надо поститься потому, что Бог не хочет, чтобы страдало любое существо, даже маленький зародыш. Узнать, может ли пост повредить плоду во время беременности невозможно, а узнав об этом, может быть слишком поздно. По моему мнению, в течение первого и третьего триместра беременности женщины не должны поститься. Если же Рамадан застал женщину на втором триместре (4-6 месяц беременности), женщина по своему желанию может поститься при условии, что:
    1. у нее крепкое здоровье и
    2. она будет соблюдать пост после разрешения врача-гинеколога и под четким и регулярным его наблюдением.

Возможный вред для плода может быть причинен не вследствие недоедания, а вследствие обезвоживания организма из-за длительного (10-14 часов) воздержания от воды.

О пользе соблюдения поста в месяц Рамадан.

Каждый раз, когда наступает благословенный месяц Рамадан, верующие встречают его с радостью как дорогого гостя. Это время духовного роста, поклонения перед Всевышним Аллаhом, время ночных бдений и молитв, время милости и надежды на прощение грехов.

Большинство окружающих нас людей рационалисты, они делают только то, что приносит выгоду и пользу. Часто, не понимая мудрости божественного установления поста, они с недоумением относятся к этому предписанию и не выполняют его.

Поэтому обратим внимание на тему пользы поста.

Во-первых, пост – это несомненное предписание Всевышнего Аллаhа (Свят Он и Велик!). А Аллаh – наш Господь, Который создал нас, наделил нас всеми теми благами, которые мы имеем, Который постоянно заботится о нас, Который знает не только все наши дела, но и наши мысли, и перед Которым мы будем отвечать в Судный день. Аллаh – наш Господин, и поэтому необходимо беспрекословно выполнять все Его предписания из-за искренней любви к Нему, из-за стремления к Его милости, из-за благодарности, из-за боязни перед Его справедливым наказанием. Уже в этом есть величайшая польза от совершения поста в месяц Рамадан. Всевышний Аллаh говорит в Кур’ане:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь».

У постящегося появляется удовлетворённость тем, что он с достоинством выполнил приказ Аллаhа, успокаивается сердце.

Во-вторых, совершая пост, мы удаляемся от совершения большого греха, которым является отказ от соблюдения поста без уважительной причины.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Пропустивший хотя бы один день поста в месяц Рамадан без уважительной причины не сможет его восполнить, даже если будет поститься всю жизнь».

Этот хадис приводят Ат-Тирмизи и Абу Дауд

В-третьих, постящегося ждут большие награды от Аллаhа, а награда за любое доброе дело, совершённое в Рамадан, увеличивается в десятки раз.

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллаh сказал: «Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он - ради Меня, и Я воздам за него».

Приводит Аль-Бухари

В-четвёртых, для постящихся обещано прощение грехов.

«Передают, со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаhа, простятся его прежние грехи».

В-пятых, у постящегося появляется надежда на милость Аллаhа и место в Раю.

Передают со слов Саhля бин Са`да, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые в День воскресения будут входить туда постящиеся, и не войдёт через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?», - и они выйдут вперёд, а кроме них не войдёт через эти врата никто. Когда же войдут они, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдёт».

(Приводят Аль-Бухари и Муслим)

И также надежда на то, что Аллаh удалит постящегося от огня Ада.

«Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ , сказал: «Любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаhа, за этот день Аллаh непременно за этот день удалит его лицо от Огня на семьдесят лет пути».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Милость Аллаhа особенно широко распространяется в течение Рамадана.

Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

В-шестых, во время Рамадана мусульманин старается часто читать Кур’ан, и при этом за каждую прочитанную букву из Кур’ана он получает награду.

В-седьмых, в течение Рамадана в обществе распространяется любовь, прощение, взаимопомощь и братство. Все мусульмане, стремясь сделать в течение Рамадана больше хороших дел, помогают духовно и материально своим родственникам, соседям, спутникам, раздают садаку, встречают с улыбкой, интересуются о делах. В это время особенно надо стремиться избегать грехов, потому что грехи могут обесценить добрые дела и уничтожить награды.

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Если во время поста человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаhу не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».

Приводит Аль-Бухари

Постящемуся надо сохранять спокойствие и не вступать в перебранки.

«Передают, со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет такому: «Поистине, я - человек, соблюдающий пост!» Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаhа, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

В-восьмых, пост воспитывает душу верующего человека, приучает её к порядку, дисциплине, терпению и покорности перед Аллаhом. В течение Рамадана надо вовремя проснуться, вовремя поесть, вовремя сделать молитвы. Хотя и в течение всей жизни необходимо вовремя соблюдать намаз, но в течение Рамадана это особенно важно. Пост учит мусульманина быть искренним перед Аллаhом. В любом другом деле может присутствовать доля показухи. Если у человека в сердце есть болезнь, то даже намаз в мечети он может делать не ради Аллаhа, а ради того, чтобы люди увидели, какой он набожный и похвалили его. Но пост есть пример искренности. В течение светового дня человек часто остаётся наедине, когда его видит только Аллаh. И в эти моменты может появиться соблазн втихаря утолить жажду или голод. Но тут верующий осознаёт, что он совершает пост ради Аллаhа, от Которого нигде нельзя укрыться, и тогда он продолжает поститься до захода солнца.

Пост – это ежедневная в течение Рамадана работа души, когда надо делать правильный выбор. Первый уровень этой работы – это делать усилие воли, заставлять себя воздерживаться от еды, питья и супружеских связей. Это начальный уровень, когда любовь к Рамадану, посту и поклонению ещё не овладела душой человека. На этом уровне большей степенью мотивации обладает наказание за оставление поста, чем награда за его соблюдение. Второй уровень, когда душа сама с искренней радостью встречает Рамадан, тогда в голову даже не приходят мысли о возможности ослушания и оставления поста. Любовь к Аллаhу, благодарность Ему за то, что Он дал нам возможность поклоняться в течение Рамадана переполняют душу верующего в это время. Но не беда, если человек, например, только недавно приняв Ислам или начав соблюдение предписаний Ислама, ощущает себя ещё только на первом уровне. И тогда не надо отчаиваться, надо соблюдать пост, молитвы и надеяться на милость Аллаhа и поддержку в этой и в последней жизни. Тщательное исполнение обрядов поклонения укрепит его веру, повысит искренность и богобоязненость.

Значение и польза поста

Именем Милостивого Аллаха!
Уважаемые братья и сестры!
В этом разделе мы расскажем о четвертом столпе Ислама – соблюдении поста в месяце Рамадан, о его значении и пользе.
Пост, или как еще его называют ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по шариату – это воздержание от еды, питья, половых отношений и т.п., т.е. всего того, что нарушает пост, в течение светового дня.

Всевышний в Коране повелевает, чтобы соблюдали уразу. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что месяц Рамадан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.
Уместно отметить, что и современная наука однозначно утверждает о том, что мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поститесь – выздоровеете».
В основу данного буклета вошли отрывки из книги «Ихья’ ‘улюми-д-дин» имама Абу Хамид аль-Газали, в котором говорится об особенностях и значении поста.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что пост это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний Аллах говорит, что «любое доброе дело вознаграждается десятикратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает». Для Аллаха пост особенно дорог. Всевышний поведал нам устами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Аллаха, чем аромат мускуса. Всевышний также говорит: «Верующий смирил плоть свою ради Меня. Пост его посвящен Мне, и от Меня за него награда».
В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что у Рая есть врата, которые называются «Арраян», через них войдут только постящимся, которые непременно увидят Аллаха в награду за воздержание. Также сказано, что постящегося ждут две радости: это радость от разговения и радость от встречи с Аллахом. Видя постящегося, радуясь за своего раба, Аллах говорит ангелам: «Таков раб Мой ангелы, ради Меня он не ест и не пьет, и бросил забавы».
Постящемуся воздается сторицей за совершенное им, и он даже не в состоянии представить себе, какова награда и благодарность ему от Аллаха.
А что до благости самого поста, то тому две причины. Первая причина заключена в том, что суть поста – это воздержание. Вторая – в том, что пост сам по себе – это тайна, ибо нет в нем действий, которые можно увидеть явно. Все обряды совершаются прилюдно, кроме самого поста: постимся мы на виду у одного лишь Аллаха, так как пост – внутреннее действие, совершаемое усилием нашей воли.
Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном, орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные пути, и когда спросили, как же защититься от него, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил, чтобы стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».
Что же есть пост, как не одоление сатаны. Пост является препятствием его козням и преградой на его путях. Кто старается взять верх над врагом Аллаха, тот получит помощь от Самого Аллаха. Начинается это усердием человека в совершении Богоугодных дел, воздаянием за которые является помощь Аллаха и направление человека по Истинному пути. Всевышний в Коране говорит, что тех, кто усердствовал в благом, Аллах поведет по Своему пути, и поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. Так вот, пока на тех пастбищах, где пасется шайтан, будет полно травы, и пока человек, проявляя усердие голодом и другими поклонениями, не перекроет сатане путь к своему сердцу, не откроется ему величие Всевышнего Аллаха. В хадисе сказано, что сыны Адама давно узрели бы царство небесное, если бы шайтаны не кружили над их сердцами. Поэтому и стал пост вратами поклонения Аллаху и спасением. Остановимся на изложении внешних и внутренних его условий, которые определяются в трех разделах.
Первый раздел касается внешних условий и правил, которых шесть:
1. Установление начала месяца Рамадан.
2. Намерение, которое следует делать для каждой ночи Рамадан.
3. Ничего не принимать во внутрь с умыслом, помня о посте.
4. Воздержание от соития.
5. Воздержание от испускания семени.
6. Воздержание от намеренного опустошения чрева посредством рвоты.
Второй раздел касается тайны поста и его внутренних условий.
Необходимо отметить, что у поста три уровня. Первый уровень – это пост общий для всех, второй – строгий пост и третий – очень строгий.
При общем посте, необходимо держать чистым чрево и оберегать себя от плотских страстей. При строгом посте следует удерживать от греха глаза, уши, язык, руки, ноги и другие органы. А при самом строгом – следует отрешить сердце от суеты мира и мирских мыслей, т.е. всего, кроме Аллаха Всевышнего.
Строгий пост – это пост добродетельных, бегущих от всякого телесного греха. Полнота такого поста достигается совершением шести действий.
1. Следует притуплять взгляд, отводить глаза от всего запретного и от всего того, что отвлекает сердце от поминания Аллаха. В хадисе сказано, что взгляд – это одна из отравленных стрел сатаны, и тот, кто опустит глаза свои в страхе перед Аллахом, ощутит в своем сердце сладость веры. В хадисе также говорится, что строгий пост прерывается сладострастным взглядом.
2. Следует воздержаться от пустословия, лжи, сплетен, грубости, брани, лицемерия, а также стараться соблюдать молчание, поминая Всевышнего Аллаха.
3. Следует удерживать слух от бранных слов, ибо от скверного языка происходит осквернение слуха. Слушающего брань, Аллах приравнял к тому, кто ведет браные речи. В хадисе говорится, что злословящий и слушающий – оба соучастники в грехе.
4. Следует оберегать ноги, руки и другие части тела от запретного и сомнительного.
5. Следует не злоупотреблять дозволенным, набивая свой живот. Как мы знаем, пост – это гибель для шайтана и обуздание человеческих страстей. Так, какую же пользу принесет пост, если при наступлении темноты восполнять то, что не доел днем, с избытком вкушая различные яства? Установился даже обычай делать запасы и потреблять в месяце Рамадан больше, чем в иные месяцы. А ведь известно, что пост требует умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить душу благочестием. Если же терпеть от рассвета до заката, разжигая желание, а затем наброситься на изысканные яства и насытиться, то только увеличится плоть и возрастут вожделения. Дух же и тайна поста заключена в усмирении и укрощении сил, коими пользуется сатана, устремляя человека к злу. А усмирения этих сил не добиться кроме как умеренностью, вкушая не больше того, что обычно вкушаешь вечером.
6. Нужно чтобы сердце при разговении находилось в трепете между страхом и надеждой, ибо мы не знаем, принят наш пост Всевышним или нет. Если принят пост, тогда мы в числе приблизившихся к Аллаху, а если нет, то тогда – в числе отвергнутых. И так надлежит чувствовать себя после каждого положенного действа.

Рамадан (Рамазан) - девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман.

Cогласно расчетам Шамахинской астрофизической обсерватории НАНА, в этом году по григорианскому календарю месяц Рамадан начался 27 мая 2017 года.

Рамадан – это месяц самоконтроля и самовоспитания, что подразумевает и дисциплину питания, удачно влияющую на программирование части мозга, отвечающий за контроль человеческого веса.

Еще в 1975 году известный врач Аллан Котт отметил пользу поста, написав в книге «Пост как образ жизни», что «пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм».

«Исследования показали, что в тот период, когда человек голодает, в нервной системе выделяется нейротрофический фактор, который стимулирует рост нервных отростков, и таким образом мозг начинает функционировать все лучше и лучше», — уверен кардиолог Герман Гандельман.

Голод во время месяца Рамадан усиливает работу нервных клеток, вследствие чего человек начинает лучше мыслить, запоминать и осваивать большое количество информации.

Согласно американским исследованиям, голодание укрепляет иммунную систему человека: за месяц поста в 10 раз улучшается деятельность лимфатических узлов и увеличивается количество клеток, выполняющих иммунные функции.

Стоит отличать мусульманский пост от диеты и другого вида поста. Диеты способствуют избавлению от лишнего веса, сокращают содержание сахара в крови, но из-за побочных эффектов должны проводиться только под наблюдением врача. При посте в Рамадан не происходит недоедания или неадекватного потребления калорий, так как отсутствуют ограничения в пище, принимаемой на ифтар или сухур. Кроме того, свое дело делает таравих, который помогает метаболизму еды. Такая молитва включает в себя упражнение для всех мышц и связок и в отношении расхода калорий может быть отнесено к категории мягких физических упражнений.

Пост необходим человеческому организму, чтобы извлекать энергию при сжигании углеводов, в частности, сахара. Во время поста колоссально увеличивается процесс потребления организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови. Во время поста для энергетических потребностей организма сжигается жир в жировых складках.

Пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм.

Пост не вызывает никаких побочных эффектов в здоровом организме и оказывает благотворное влияние на уменьшение веса и метаболизм.

Мусульманский пост приводит к отказу от вредных привычек, в следствие чего организм очищается. Этот период становится хорошей тренировкой по укрощению привычки в надежде на то, что ее эффект продлиться и после Рамадана.

Бесценна польза поста для душевного состояния человека. В этот период категорически запрещается злословие, сплетни, выражение злости и проявление какого-либо негатива, в ответ на отрицательные эмоции верующий должен помнить о своем посте и воздерживаться от проявления отрицательных эмоций. Таким образом, в Рамадан верующий обретает ощущение умиротворенности и спокойствия.

Вопрос:
Я живу и учусь в России. Большинство наших учителей – коммунисты, которые не верят в существование Всевышнего Творца. Один из них сказал нам: «Как может Аллах повелевать вам оставлять еду и питье днем, ведь это вредно для здоровья!» Что вы посоветуете нам ответить этому коммунисту, да унизит его Аллах?

Ответ:
Хотя в своей основе пост (сыям) – поклонение, установленное шариатом, и обязанность, возложенная на нас Аллахом, он также является одним из самых полезных лекарств и лучших средств для укрепления здоровья и тела, о чем свидетельствуют не только мусульмане, но и врачи-кафиры.
Пост эффективно помогает в лечении психологических расстройств, укрепляет силу воли постящегося, смягчает его чувства, увеличивает его любовь к благому, отдаляет его от ссор, придирчивости и враждебных наклонностей, дает ему ощущение высоты его души и мыслей. Так происходит укрепление его личности, увеличивается ее терпеливость и выносливость при проблемах и трудностях. Нет сомнения, что это автоматически сказывается на здоровье человека.
Так обстоит дело с одной стороны. С другой стороны, пост вносит вклад в лечение многих болезней тела, как, например, болезни пищевого тракта, гастрит, колит, заболевания печени, плохая усвояемость пищи, ожирение и артериосклероз, высокое давление, астма, ангина и другие заболевания.

Австрийский врач Барцеллос написал, что польза от голодания при лечении превышает во много раз пользу от использования лекарств.Что касается доктора Хелба, то он запрещал своим больным есть по несколько дней, после чего приносил им легкую пищу. В целом, воздержание от еды способствует распаду готовых развалиться тканей во время голода, а после приема пищи происходит восстановление новых тканей. По этой причине некоторые ученые, среди них Пашутин, призывали к голоданию и считали, что пост имеет омолодительный эффект.

Том Бернс из Колумбийской школы журналистики говорит: «Я считаю пост скорее глубоким духовным опытом, чем телесным. Несмотря на то, что я начал воздерживаться от еды с целью избавить свое тело от лишнего веса, я понял, что пост очень полезен для прояснения разума. Он помогает видеть отчетливее, открывать новые мысли, концентрировать чувства. Не прошло и нескольких дней моего поста в доме отдыха, как я почувствовал, что прохожу огромный духовный опыт».

Естественно, пост может быть причиной вреда и дополнительных трудностей для некоторых людей в определенных ситуациях. Их Аллах освободил от поста, как, например, больного и путешественника.
Идеальная польза от поста будет, если следовать адабам сыяма, среди которых: позднее принятие сухура, раннее принятие ифтара, отсутствие расточительства и чрезмерности в еде, в ее качестве, количестве и разнообразии.
Британская энциклопедия говорит: «Большая часть религий сделала пост обязательным. Пост присущ людям даже вне религиозных обрядов. Некоторые люди постятся, как того требует их человеческая натура».

В 20 веке в Америке и Европе возник ряд медицинских книг, которые говорили о медицинской пользе от поста. Среди них были книги «Лечение постом» Шелтона, «Медицинский пост: идеальная пищевая система» Алана Кута, «Пост – эликсир жизни» Энрика Таннера и «Возвращение к здоровой жизни при помощи медицинского поста» Ватценера.

В посте заключается большая польза для многих больных сердечными заболеваниями, потому что 10% количества крови, которую сердце отправляет телу, идет к пищеварительной системе во время процесса переваривания пищи, и это количество снижается во время поста, когда днем нет процесса переваривания. Это значит, что во время поста сердце меньше утруждается, и сердечная мышца больше отдыхает

Также пост помогает при лечении кожных заболеваний, и причина этого в том, что при посте снижается уровень воды в крови, таким образом, этот уровень снижается и в коже, что способствует:

— Увеличению сопротивляемости кожи микробам и бактериальным инфекционным заболеваниям.
— Смягчению симптомов кожных болезней, которые распространяются на большие участки тела, как, например, псориаз.
— Облегчению аллергических болезней и кожных проблем.
— С постом уменьшается выделение кишками ядов и снижается уровень брожения, которое может вызывать угри или прыщи

.
Это лишь некоторая часть пользы поста для здоровья, и зная ее, можно понять, что слова, которые говорит этот коммунист-атеист, не имеют основания.