Комплекс гимнастики после дневного сна №1

«Веселый котенок»

1.И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2.И.п.- лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях.

Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3.И.п.- сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф»- выдох, и.п., вдох (через нос)

4. И.п.- то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот, выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.- стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши- выдох, развести ладони в стороны- выдох.

6. И.п.- о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

Комплекс гимнастики после дневного сна №2

«Прогулка по морю»

1.«Потягушки» И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

2.«Горка» И.п.- сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти рук пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3.«Лодочка» И.п.- лежа на животе, руки вверх. Прогнуться, (поднять верхнюю и нижнюю части туловища) держать, вернуться в и.п.

4.«Волна». И.п.- стоя на коленях, руки на поясе. Сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

5.«Мячик». И.п.- о.с., прыжки на двух ногах.

6.«Послушаем свое дыхание». И.п.- о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

Комплекс гимнастики после дневного сна №3

«Прогулка в лес»

1.«Потягушки» И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2.«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох.

3.«Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4.«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п. о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево

5.«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (Желуди) и.п. – о.с., руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох- присесть

6.«Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (Береза)и.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох. И.п.

Комплекс гимнастики после дневного сна №4

«Дождик»

1. И.п. сидя, ноги скрестить «По-турецки» . сверху пальцем правой руки показать траекторию её движения, следить глазами. Капля первая упала – кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала – кап!

2. И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели, капельки «Кап- кап» запели, намочились лица.

3.И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.

И.п. о.с. показать руками, посмотреть вниз «Туфли, посмотрите, мокрыми стали»

4.И.п. о.с. поднять и опустить плечи. «Плечами дружно поведем

и все капельки стряхнем»

5.И.п. о.с. бег на месте. Повторить 3-4 раза. «От дождя мы убежим

И.п. о.с. приседания Под кусточком посидим».

Комплекс гимнастики после дневного сна№5

«Прогулка»

1.И.п.- Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.

2. И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.п.- сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Развести носки ног в стороны, в и.п.

4. «Пешеход». И.п.то же. Переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.- сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

6. И.п.- о.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Комплекс гимнастики после дневного сна№6

«Неболейка»

1.И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.

2.И.п.- сидя, ноги скрестить (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.

3.И.п. – то же, массаж пальцев рук – от ногтей до основания с надавливанием (Внутреннее и внешнее)

4.И.п. то же, руки вперед, массаж – поглаживание рук – от пальцев до плеча

5.И.п.- то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.

6.И.п. – о.с. , ходьба на месте с высоким подниманием колена.

Комплекс гимнастики после дневного сна №7

«Я на солнышке лежу»

Кто спит в постельке сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1.И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

И.п.- лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. Скрестить руки 2.перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3.И.п.- лежа на спине, руки в замок за голову. Поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, в и.п.(одновременно опустить)

4.И.п.- лежа на спине, руки в упоре на локти. Прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек), вернуться в и.п.

5.И.п.- лежа на животе, руки за голову. Прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, в и.п.

6.И.п.- лежа на животе, руки под подбородком. Прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута- вдох, выдох.

Комплекс гимнастики после дневного сна №8

«Поездка»

1.И.п.лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу (прямую), в и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.

2.И.п.- лежа на спине, руки перед собой « держат руль», «езда на велосипеде», и.п.

3.И.п.- лежа на спине, руки вверху. Поворот туловища вправо, не отрывая ступни, и.п. поворот туловища влево, и.п.

4.И.п.- лежа на спине, руки за головой. Свести локти вперед (локти касаются друг друга) – выдох, и.п., локти касаются пола – вдох.

5.И.п.- сидя, ноги скрестить, руки на поясе, руки через стороны вверх- вдох, выдох.

6.И.п.- о.с.,принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

Комплекс гимнастики после дневного сна №9

«Самолет»

1.И.п.- сидя, ноги скрекстить. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

2.И.п.- то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел.

3.И.п.- то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

4. И.п.- о.с. Встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.

5.И.п.- о.с. Крепко зажмурить глаза на 5сек., открыть (повторить 8-10 раз)

6. И.п.- о.с. Быстро моргать глазами 1-2-мин.

Комплекс гимнастики после дневного сна №10

«Два брата через дорогу живут…»

1.И.п.сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз)

2.И.п.- то же. Быстро моргать глазами 1-2мин.

3.И.п.- то же. Массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течении 1мин.

4.-И.п.- то же. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.

5. И.п.- то же. Отвести глаза вправо, влево.

6. И.п.- то же. Отвести глаза вверх, вниз.

Комплекс гимнастики после дневного сна №11

«Жук»

1.И.п.- сидя, ноги скрестить. Грозить пальцем.

В группу к нам залетел, Зажужжал и запел: «ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону. Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел

Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел.

3.Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился.

5.И.п.- стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками

Зажужжал и закружился «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»

6.Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко

7.Поднять руки вверх, посмотреть вверх

Жук на верх полетел И на потолок присел.

8.Подняться на носки, смотреть вверх.

На носочки мы привстали, Но жучка мы не достали

9. Хлопать в ладоши. Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп.

10.Имитировать полет жука. Чтобы улететь не смог, «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Добрый день!

Скорей проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствуем просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.

Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации.

Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

(Комплексы подобраны из методической литературы) .

Гимнастика после сна (комплекс № 1)

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание. И.п. - лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой) , можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза)

Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц) . И.п. - лёжа на спине, на сигнал «Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето» ! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3-4раз)

Самомассаж ладоней («Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться» ) И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. (3-4раз)

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

И.п. - сидя на стульчиках. «Согреем наши ножки» . Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) . (6-8 раз) - И.п. - то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз) .

(2-3 мин.)

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

  • «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)
  • «Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь»
  • «Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе) .
  • «Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
  • «Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
  • «Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)
  • «Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам) .

4. Водные процедуры

Гимнастика после сна (комплекс № 2)

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

И.п.: -лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди (не поднимая головы) , носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

И.п. - лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. (3-4 раз)

Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал «Зима» - дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» - раскрываются, расслабляются.

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

Ходьба друг за другом (босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с «пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. (6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова.

И.п. - о.с. 1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» - За кудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п. - стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

«Репка» - «Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п. - с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

«Картошка» -

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко - под кустом картошка.

И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

«Капуста» -

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

«Пугало»

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры .

Гимнастика после сна (комплекс № 3)

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком» )

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур!. мур- мур-мур!

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

(Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше) .

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу» !

Я в свой домик убегаю!»

Самомассаж стоп

И.п. - сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку» , и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Поза сердитой кошки» И.п, - встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник. (10-15 секунд)
  • «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (10-15 секунд)
  • «Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как «кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
  • «Кошка- царапушка» . И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..) . - выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
  • Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом! (постукивание пальчиками)

Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом! (поколачивание кулачками)

Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками)

4. Водные процедуры (умывание, обливание прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 4)

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне» )

И.п. - лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой) , можно потянуться одновременно руками, ногами.

Игра «Зима и лето» . (напряжение и расслабление мышц»)

И.п. - лёжа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Игра на внимание «Тропинка» . По команде воспитателя «тропинка» , дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде «Кочка» , дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово «Кочки» , дети приседают, положив руки на голову.

  • (4-5 раз)
  • «Весёлые ножки» : выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5- раз)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки» ) . «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки» . – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- - Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку - Шаг на месте «раз, шагают все на месте. - Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали! - Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» - Выпрямиться. «На четыре потянулись» - Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» - Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 5)

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. (тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)

- «Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - «карусель» . На слова «Еле-еле

еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова «А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом! - все бегут, на слова «Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!» - дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Дети весело идут, они обручи несут.

(идти друг за другом, держа на плече обруч)

Стали обруч поднимать, стали обруч опускать (поднять обруч вверх и опустить вниз)

  • Вот в окошко посмотрели

И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

  • Дружно сделаем наклон

И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

Вправо обруч повернём, влево обруч повернём (повороты вправо, влево обручем)

Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем (продеть обруч сверху вниз)

Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем (прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

4. Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком» ,

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше

Бом! Бом! Бром!

Дома, дома, посидите- Постукивание пальчиками

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками

Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 6)

1. Гимнастика в постели.

И.п. - ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову) , носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.

И.п. - лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.

2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)

Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!

(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду) :

  • Утка крякает, зовёт всех утят с собою

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

А за ними кот идёт, словно к водопою.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)

Не смотри ты на утят-

Не умеешь плавать!

(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Лыжник» : имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут
  • «Дерево» : ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

  • «Птица» : рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.

На деревья посмотри-

Прилетели снегири.

  • «Будут на зиму дрова» : встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.

Приговаривая:

Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим

Раз-два, Раз-два!

Будут на зиму дрова

4. Пальчиковая игра «Снеговик»

  • Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок

(Показать, как летят снежки)

Он превратится в толстый ком.

(Показать руками перед собой большой ком)

И станет ком Снеговиком.

(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)

Его улыбка так светла (улыбаться)

Два глаза., шляпа., нос... метла...

(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла» )

Но солнце припечёт слегка-

Увы, и нет Снеговика.

(Развести руки в стороны)

5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс №7)

1. Гимнастика в постели (2-Змин.)

И. п. - лёжа на спине, голова, туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.

И.п. - лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.

2. Коррекционная физминутка. «Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2-3 мин.)

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)

Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)

Справа берёзка в шубке стоит (Руки отвести вправо и посмотреть на неё) . - Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) - Снежинки в небе кружатся, (Дважды «фонарики» и посмотреть вверх) - На землю красиво ложатся. (Кружась, присесть) . - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте) . -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет! (Руки на поясе, наклоны в стороны) - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас! (Медленно присесть, прячась) - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) - Прилетают снегири, ух, красивые, они! (Имитировать полёт птиц) - В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) - Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)

3. Оздоровительный массаж всего тела (2-3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова) : - Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки,

А потом ладошкой в лоб-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз- два- три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

  • А теперь уже, гляди

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

  • Постучим и тут и там

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Хлопаем, как можно выше.

4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

  • Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
  • Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
  • Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 8)

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание. - И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, отпустить, (то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой) .

Отдыхаем! - И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,

Ест зелёную траву.

Только скажешь ему: «Но!»

Понесётся он легко. (Конь)

2. Физминутка «Цок-цок-цок» (2-3мин)

Громко цокают копытца (Ходьба на месте)

По мосту лошадка мчится (Прямой галоп)

Цок –цок-цок! За ней вприпрыжку

Жеребёнок и мальчишка (Поскоки друг за другом)

Цок - копытца жеребёнка (Топнуть правой ногой) Цок - каблук о доски звонко (Топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пол клубится («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться (Попятиться на пятках назад)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Почки-листочки» И.п. - поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак - «почки» разжать кулаками - «распустились листочки» . Поднять руки вверх и повторить то же самое;
  • Наклоны в стороны;
  • «Кустик дерево» И.п. - стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и. п;
  • «Где берёзка, где рябина?» И.п. - ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
  • «Достань веточку» : высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.

4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

  • Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
  • Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
  • Ходьба боком по толстому шнуру.
  • Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

5. Водные процедуры (умывание, обливание, рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 9)

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить. (то же самое - поочередно левой рукой, правой и левой ногой) .

- «Отдыхаем» И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)

  • Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.

Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)

  • Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на пятках, спрятав руки за спину)
  • Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками)
  • Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках на месте) .
  • Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг. (ходьба с высоким подъёмом колена)

  • Мы растём, растём, мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди)
  • Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону)
  • Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)
  • К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)
  • А теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе, поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения, как при плавании)
  • Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)

  • Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас. (Шаг марша)

3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

  • Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить (4-5 раз)
  • «Весёлые ножки» : выставить одну ногу вперёд на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5 раз)

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Гимнастика после сна (комплекс № 10)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки» : прижать подбородок к груди, носки - на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, руки - вдоль тела. Поднять голову, носки - себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.
  3. «крылышках» ; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз
  4. И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.
  5. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди - выдох. Повторить 4 раза.
  6. И.п.: основная стойка. «Птицы летят» : 1 - поднять руки в стороны, вверх; 2 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.
  7. И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики» : невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков) , пауза. Повторить еще раз.
  8. «Корова мычит» : на длительном выдохе произносить «му-у-у-у» , вдох; повторить

несколько раз.

Гимнастика после сна (комплекс №11)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки - на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати
  3. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки» ; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  4. И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  5. И.п.: сед по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька» : покачивания из стороны в сторону.
  6. И.п.: основная стойка. «Сбор яблок» : поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко» ) - вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину» ) - выдох. Повторить 5-6 раз.
  7. И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей» : 10 невысоких прыжков на левой ноге, затем то же - на правой. Повторить еще раз.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Поиграть с голубями» : на длительном выдохе - «гули-гули-гули» , затем резко - «кыш!» . Повторить несколько раз.

Гимнастика после сна (комплекс №12)

  1. И.п.: лежа на спине, руки на поясе. Опустить подбородок на грудь, носки на себя; потянуться, надавливая руками на тазовые кости; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - руки к плечам (вдох) ; 2 - поднять голову (выдох) , руки вперед; 3 - то же, но руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
  3. И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх; снова согнуть и опустить; выполнить то же другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
  4. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки» ; руки за голову (ладони на затылке) ; руки в «крылышки» ; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  5. И.п.: то же. 1 - сделать широкие «крылышки» на кровати, приподнять голову и плечи; 2 - поднять одну прямую ногу; 3 - ногу опустить; вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
  6. «Гусеница» . И.п.: сесть в позу прямого угла, согнутые в коленях ноги приблизить пятками к ягодицам, руки в упоре сзади. Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно. Тем же движением вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
  7. «Флюгер» . И.п.: стать прямо, ноги чуть расставлены; руки вперед, ладони вместе («стрелочка» ) . 1 - медленно повернуть корпус на 900, не отрывая глаз от рук; ноги остаются неподвижными; задержаться на 4-5 счетов; медленно вернуться в и.п. Повторить все в другую сторону. Выполнить 10 раз.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Паровоз» : и.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек) .

Гимнастика после сна (комплекс №13)

  1. И.п.: лежа на животе, руки на поясе, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты; потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить на таз, оттягивая его в противоположную; расслабиться. Повторить 3 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на кровати, руки на поясе; поднять голову, руки вперед, потянуться к коленям; задержаться в этой позе; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  3. И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. «Велосипед» : сгибать и разгибать ноги на весу одновременно, имитируя «велосипедные» движения. Темп движения - медленный. Сделать паузу, повторить еще раз.
  4. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев; поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; круговые движения руками вперед и назад; вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
  5. И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. Поднять прямую вышележащую ногу до угла 450, задержать на весу на 4 счета, опустить. Выполнить еще 3 раза. Повторить то же на другом боку.
  6. И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки опущены. «Качалочка» : перекатывание с носка на пятку, руки при этом слегка раскачиваются вперед-назад. Сделать паузу, повторить еще раз.
  7. И.п.: стойка ноги слегка расставлены, прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь. «Месяц» : 1 - медленно наклонить туловище в сторону, ноги не сгибать, прямые руки не разводить; 2 - медленно вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. Выполнить 4 раза в каждую сторону.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Петух» : и.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз) .

Гимнастика после сна (комплекс № 14)

  1. И.п.: сидя на кровати по-турецки, спина прямая, ладони лежат на верхней поверхности бедер. Сцепить пальцы в замок, поднять руки вверх, вывернув сцепленные ладони, потянуться макушкой вслед за руками; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх до угла 450; опустить прямую ногу; повторить другой ногой. Чем медленнее опускаются ноги, тем больше нагрузка, поэтому сначала достаточно ногу держать прямой на 1-2 счета, затем замедлить до 4-5 счетов. Выполнить каждой ногой 4 раза.
  3. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки на пояс, спина прямая; вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
  4. «Змея» . И.п.: лежа на животе, голова опирается лбом, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь как можно выше, пошипеть: «ш-ш-ш» ; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  5. И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, «рисуя» носком небольшие окружности вперед назад. Опустить ногу. Повторить 3 раза. Выполнить то же на другом боку.
  6. И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. «Бокс» : вытянуть одну руку вперед, вернуться в и.п.; вытянуть другую руку вперед, вернуться в и.п. Движения «бокс» выполняются с легким поворотом корпуса и в различном темпе, сначала - плавно и медленно, затем все быстрее и резче.
  7. И.п.: основная стойка, руки на поясе. «Любопытные ребята» : повороты головой влево-вправо, вверх-вниз; наклоны головой влево-вправо. Выполнить последовательно 5-6 раз медленно, без рывков.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Гуси шипят» . И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш» . Выпрямиться - вдох (5-6 раз) .

Гимнастика после сна (комплекс № 15)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки - на себя; согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками и коснуться лбом колена, задержаться на 2-3 счета; вернуться в и.п.; повторить другой ногой. Выполнить каждой ногой 4 раза.
  2. И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить вверх; медленно опустить прямые ноги. Повторить 5 раз.
  3. «Рыбка» . И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову плечевой пояс, выполнять движения руками, имитирующее плавание «брассом» . 3 раза по 20 секунд.
  4. И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя - в положении упора перед грудью. 1 - поднять ногу вверх; 2 - носок на себя; 3 - носок оттянуть; 4 - опустить ногу (4 раза) . Повторить на другом боку.
  5. И.п.: основная стойка около кровати, руки опущены. «Мы растем» : соединить руки в «замок» , поднять их вверх, вывернув сцепленные пальцы; потянуться вверх руками и макушкой; пятки от пола на отрывать; вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
  6. «Мельница» . И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1-8 - поочередное вращение прямых рук в боковой плоскости; выполнить то же в обратную сторону - пауза. Повторить два раза.
  7. «Мишка косолапый» : ходьба по спальне на внешней стороне стопы.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Насос» . И.п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) - 6-8 раз.

Гимнастика после сна (комплекс № 16)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, согнуть обе ноги, подтянуть их коленями к груди, задержаться на 4-5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
  2. «Уточка» . И.п.: лежа на животе, руки сложены впереди, лоб - на руках. Приподнять голову, верхнюю часть груди, руки вытянуть назад; приподнять прямые ноги; прогнуться и задержаться в этом положении на 4-5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  3. И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Приподнять прямые ноги и совершать ими движения в горизонтальной плоскости - «горизонтальные ножницы» , 3 раза по 15 секунд.
  4. И.п.: лежа на животе, руки сложены впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки» , в стороны, за голову, в «крылышки» , вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  5. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки в «крылышки» , спина прямая; вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.
  6. И.п.: сесть на пятки, руки опущены. Наклонить туловище вперед, не отрывая таза от пяток; вытянуться вперед, скользя руками по кровати; медленно вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
  7. «Цапля» . И.п.: стать прямо около кровати, ноги вместе, руки на поясе. Поднять согнутую в колене ногу, носок вытянуть, прикоснуться им к колену; бедро параллельно полу. Стоять около 30 секунд.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Старт космического корабля» : до старта космического корабля осталось несколько секунд, начинаем вслух вести отсчет времени по секундам - 10, 9, 8… Отсчет вести громко, отрывисто, на одном дыхании без забора воздуха. Надо постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы при произнесении слова «пуск!» , выдох был свободный, нескованный.

Гимнастика после сна (комплекс №17)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем - другой; макушкой в это время стремиться в противоположную сторону; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.
  2. И.п.: полулежа на спине, опираясь руками сзади на предплечья. Поднять прямую ногу, присоединить к ней другую; удерживать ноги на 4 счета; опустить вместе; выполнить то же, начиная с другой ноги. Повторить 3 раза.
  3. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки» , ногами - «кроль» на 8-10 счетов; вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
  4. И.п.: лежа на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть по-турецки, руки на пояс; вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.
  5. «Кошечка» . И.п.: стоять на коленях, опираясь на кисти рук, голова и спина - на одной прямой линии. Опустить голову книзу, спину выгнуть - «кошечка сердится» ; поднять голову, спину прогнуть - «кошечка ласковая» . Повторить 5 раз.
  6. «Тростинка» . И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, прямые руки поднять вверх, кисти соединить вывернутым «замочком» . Не сгибая ног и рук, наклонить верхнюю часть тела вправо, вниз, влево, вернуться в и.п. (делать круговые вращения верхней частью туловища) . Выполнить 4 круга, проделать те же движения в обратном порядке. Сделать паузу, повторить еще раз.
  7. «Цирковые лошадки» . И.п.: ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей, с касанием коленями ладоней рук, носки ног тянуть.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Шар лопнул» . И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох, хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз) .

Гимнастика после сна (комплекс № 18)

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох; скрестить руки на груди - выдох. Повторить 5 раз.
  2. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках» ; задержаться в этом положении на 6 счетов; вернуться в и.п. Повторить5-6 раз.
  3. .И. п.: полулежа на спине, опираясь руками сзади на предплечья, ноги прямые. Согнуть ноги, выпрямить их на весу, развести в стороны, соединить, согнуть, опустить. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, лбом коснуться коленей; сгруппировавшись таким образом, покачаться вперед-назад; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
  5. И.п.: лежа на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть по-турецки, руки в «крылышки» , сидеть с прямой спиной на 4 счета; вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
  6. И.п.: стоя на коленях, опираясь на кисти рук, голова и спина - на одной прямой линии. Поднять прямую правую ногу назад, а прямую левую руку - вперед; потянуться рукой и ногой в противоположные стороны; вернуться в и.п. Выполнить то же левой ногой и правой рукой. Повторить 5 раз.
  7. «Елочка» . И.п.: ноги вместе, руки опущены. Постепенное раздвижение ног в стороны: встать на носки, пятки развести в стороны; встать на пятки, носки развести в стороны, и т.д. Развести ноги как можно шире. Постепенное возвращение в и.п. таким же образом. Повторить 5-6 раз.
  8. Упражнение дыхательной гимнастики «Дровосек» . И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз) .

Содержимое статьи

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду

Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат. (Дети потягиваются лёжа в постели) Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки? (Поднимают руки, по очереди трясут ими) Где у вас ножки? (Поднимают ноги, по очереди делают махи) С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся Потирают кулаками глаза). И солнышко встало. (Поднимают руки над головой, тянутся). Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде! (Делают упражнение «Велосипед») Ехали, ехали… - На мельницу приехали! (Делают упражнение «Мельница») Дальше поехали Ехали, ехали… - К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку! (Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол) Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна… (Прыгают на правой ноге) А вот ножка другая, Шустрая какая! (Прыгают на левой ноге) Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо! (Делают приседания с вытянутыми вперёд руками) Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек. (На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики) По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо! (2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам) А теперь мы поднялись, (Сходятся в центре зала) Дружно за руки взялись. (Образуют круг) Потянулись, (Потягиваются), Улыбнулись. (Улыбаются друг другу). Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Комплекс упражнений «Цветочки»

На поляне цветочки проснулись (Дети потирают глазки, лёжа в постелях), Прямо к солнышку все потянулись. (Потягиваются, затем встают рядом с кроватками). Покачали головками дружно. (По часовой стрелке вращают головой). Поскорее проснуться им нужно! А теперь поднимем правый лепесток, (Поднимают правую руку) Скажем по цепочке, кто какой цветок! (Дети по очереди представляются) Молодцы, ребята! А теперь листочки дружно протяните, (Протягивают руки вперёд) Свежий ветер дует, (Воспитатель изображает ветер). Ну-ка все вдохните! (Дети делают глубокий вдох, затем – медленный выдох, повторяют упражнение 5-10 раз) А теперь покажите, цветочки, Как согнулись на стебле листочки! (Выполняют наклоны 5-10 раз). Как стоим на песочке горячем, (Поочерёдно стоят то на правой, то на левой ноге) Как от солнышка глазки мы прячем. (Закрывают ладонью левый глаз, потом считают до пяти, закрывают правый – и наоборот (повторить 4 раза)). А теперь мы зажмуримся дружно, (Крепко зажмуриваются на 30 секунд, затем открывают глаза и часто моргают (повторить 6 раз)) Отдохнуть нашим глазонькам нужно! Чтобы глазик был зорким и чистым, Будем хлопать ресничками быстро. (Хлопают ресницами 30 секунд). Ну, цветочки, проснулись? (Дети отвечают: - Проснулись!) - Оглянулись вокруг? - Оглянулись! - Улыбнулись друзьям? - Улыбнулись! - Ну, тогда умываться пойдём Свежим-свежим весенним дождём! (Уходят умываться, причёсываться).

Гимнастика после сна в старшей группе

В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»

Дружно мы встаём с кроватей, Нам лежать без дела хватит! (Дети поднимаются). Раз, два, три, четыре, пять – В зоопарк идём гулять! (Маршируют на месте, затем, после необходимых водных процедур, расчёсывания и одевания, проходят в спортивный зал). Посмотрите! Кто там в клетке? (Наклоняются вперёд, приставив руку к глазам). Шимпанзе висит на ветке! Улыбается прохожим… Шимпанзе, и мы так можем! (По очереди подходят к брусьям/турнику, по 30 секунд висят на вытянутых руках). Ну а здесь… большая кошка Важно ходит по дорожке…. Грациозные манеры…. Ах, не кошка ты? Пантера! (Встают на коврики, выгибают спину, как кошки) Ну а в этой клетке зайки – Вместе с ними поиграй-ка! Рядом с зайцами легко Будем прыгать высоко. (Дружно делают 10 прыжков, воспитатель выбирает того, кто прыгнул выше всех) Дальше мишка косолапый, Он за ухом чешет лапой. (Делают движение рукой за ухом). Ходит с пятки на носок, Лапами наискосок. (Ходят по кругу: 1 круг на носочках, 2 круг – на пяточках, 3 круг - на внешних сторонах подошвы). Вот стоят старушки-цапли, Не уставшие ни капли. Подражать сумеем им: Точно так же постоим. (Стоят минуту на левой ноге, затем – минуту на правой). А питоны так длинны… Во-о-н их головы видны. (Несколько раз обегают расставленные воспитателем кегли «змейкой») А теперь, а теперь, Покажи, какой ты зверь! (Каждый ребёнок изображает выбранное животное, свободно перемещается по залу, даёт выход накопившейся энергии) В зоопарк мы все сходили: Руки-ноги разбудили. Раз, два, три четыре, пять – Будем дальше мы играть!

Гимнастика после сна в подготовительной группе

Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»

Сонный час со всеми снами, Был ты долгим слишком! Просыпайтесь вместе с нами, Буквы в наших книжках! Вот проснулась буква «А», Стала галочкой сперва, Низко наклонилась, За палочку схватилась. (Дети выполняют наклон вперёд с прямыми ногами, поднимают с пола палку или карандаш). Вот проснулась буква «Б», Заиграла на трубе. На колени встала, Ручкой помахала. (Садятся на колени, вытягивают вперёд прямую руку). Вечно тянет буква «В» Свои руки к голове. (Сидя в той же позе, руку прикладывают ко лбу). Буква «Г» согнулась – К ребятам потянулась. (Стоя на месте, корпус и вытянутые руки протягивают вперёд). «Д» на корточки присела. (Садятся на корточки, максимально разведя колени в стороны). «К» вперёд шагает смело. (С прямой спиной шагают приставным шагом, взмахивая рукой). Вот срослись две буквы «К» - «Ж» похожа на жука! (Делают то же парами, встав спиной друг к другу). Буква «Л» спокойно встала. (Встают в позицию «Ноги на ширине плеч»). Буквой «М» тихонько стала. (Встают рядом в той же позиции, разбившись на пары). «Н» скакалку натянула. (Двое ребят встают друг напротив друга и натягивают между собой скакалку, изображая перекладину буквы «Н»). «О» головушкой качнула. (Качают головами, округляют рты). «П» скакалку подняла. (Так, как и с буквой «Н», только держа скакалку над головами). «Р» честь кому-то отдала. (Приставляют руку ко лбу). «С» старушечкой согнулась. (Опускают головы) «Т» красиво потянулась. (Разводят руки в стороны). Выгнув руки, «Ф» прошла. (Встают, уперев руки в бока). «Х» ручонки подняла. (Ставят ноги на ширину плеч, руки поднимают над головой). «Ш» на спинке полежала, Ручки-ножки поразмяла. (Ложатся животом вверх, поднимают руки и ноги). «Я» вперёд отставит ножку – Мол, умаялась немножко, - Выдохнет и постоит… Ай да бойкий алфавит! (Десять раз делают глубокий вдох, затем выдох).

Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!

Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесно, но и душевно. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-рофилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/;

Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/;

Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/;

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/;

Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/;

Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно/;

Профилактические прививки;

Закаливание солнцем, водой /в летний период/;

Профилактика плоскостопия /ежедневно/;

Профилактика осанки детей /ежедневно/;

Физкультминутки /ежедневно/;

Подвижные игры /ежедневно/;

Прогулки /в течение всего года/.

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и предупредить плоскостопие. Поднятию мышечного тонуса способствуют, кроме физических упражнений воздушная ванна. Настроение детей зависит от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель

Пробудить организм после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Создать бодрое состояние и настроение.Продолжать учить ходьбе друг за другом по ограниченной поверхности. Упражнять с целью профилактики плоскостопия.

Задачи :

  • проводить профилактику плоскостопия;
  • обеспечить профилактику нарушений осанки;
  • формирование длительного плавного вдоха и выдоха;
  • осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, обтирание мокрой рукавицей;
  • воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать, выполнять разнообразные упражнения.

1. Гимнастика пробуждения в кроватке.

Дети просыпаются Лучик солнца на стекле,

Тень синички на стене,

Ты сейчас откроешь глазки

И поймешь, что жизнь прекрасна! 1 раз

Пробуждение (потягивание).

Солнышко проснулось

Деткам улыбнулось

У-ы, у-ы, у-ы

И котенок солнцу рад

Мур-мяу, мур -мяу, мур-мяу.

(Стоя на четвереньках прогнуть и разогнуть спину.)

Петушок и курочка

Тоже солнцу рады

Кукареку, кукареку, кукареку.

(Стоя на коленях помахать руками.)

И лягушка солнцу рада

Ква-ква, ква-ква, ква-ква.

(Лечь на спину, сгибать и разгибать руки и ноги одновременно.)

Улыбнулись, потянулись

Как пузырики надулись

(Надуть живот.)

Лопнул пузырь.

2. Массаж биологически активных зон «Неболейка»

Чтобы горло не болело

Мы его погладим смело.

(Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать

(Указательными пальцами растирают крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны-вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

(Раздвигают указательный и средние пальци и растирают точки перед и за ушами.)

Знаем, знаем – да-да-да!

Нам простуда не страшна!

(Потирают ладони друг о друга.)

Массаж «Лягушата»

Лягушата дружно встали,

Свои лапки показали.

(Протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы широко раздвинуты.)

Спинки прогибаются

(Слегка прогибаются назад.)

Лягушки улыбаются.

Лапками похлопали,

(Хлопки в ладоши.)

Ладошками похлопали.

Шлеп по грудке, по руке,

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали

Застучали по ногам

(Хлопки по ногам снизу вверх.)

Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!

А потом, потом, потом

Кулачком все разотрем.

Ладошками себя погладим

И спиночку свою распрямим.

3. Упражнение на дыхание «Ветерок»

Сделать активный вдох носом и сразу же сделать выдох через рот.

4. Ходьба по тропе «Здоровья»

Ходьба по дорожкам: ребристой, с пуговицами, раздражающей, успокаивающей.

5. Упражнение «Дружные пальчики»

Собрать пальчиками ног пуговицы.

6. Закаливающие процедуры:

Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам.

Обширное умывание:

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Практически все родители стараются чуть ли не с самого рождения ребеночка подобрать ему режим дня, который был бы удобен для всех членов семьи. Однако, малыш его принимает не сразу, а только ближе к полу-году своей жизни он начнет вписываться в него. Как правило, режим устанавливает мама, а остальные обитатели квартиры живут по этим правилам. Ребенку привычнее, когда одни и те же вещи происходят в одно и то же время. Но вот приходит пора отправляться в садик и режим ребенка дома нарушен. Но что остается прежним - так это время дневного сна. И родители, и воспитатель в садике укладывают детей спать после обеда.

Пробуждение после дневного сна в садике

Сон - полезная вещь как для взрослого, так и для ребенка. Нужно уметь правильно засыпать и правильно просыпаться. Пока чадо сидело дома с мамой, то ритуал отхода к дневному сну, а также его пробуждение было свое, но в садике будет по-другому. Например, родитель установил время дневного сна с 13.00 до 16.00, но бывает, что малыш уснул позже, поэтому и встает позже. Родителю жалко разбудить в четко установленное время, и чадо спит дальше. В садике всех ребятишек поднимают в то время, в которое положено. Также в детском саду есть два типа спален: одна для тех ребят, которые проснулись раньше положенного времени, либо днем не спят - они спокойно лежат, чтобы не разбудить других; те же, кто спит, находятся в другой спальне. Будит воспитанников воспитатель. Еще будучи в кроватях, детки делают под присмотром гимнастику, направленную на то, чтобы спокойно проснуться и начать бодрствование. Как только ребята встали с кровати, то идут на горшки. После ребята одеваются и начинают готовиться к полднику.

Польза дневного сна для детей

Как было замечено выше, сон важен для любого человека независимо от возраста. Еще находясь в утробе матери, ребеночек большую часть своей жизни спит. Появившись на свет, это правило не меняется. И только становясь старше, длительность времени сна, которое малыш тратил днем, перемещается на ночное время, тем самым дневной сон сокращается и составляет 2-3 часа. Если следовать рекомендациям детских врачей, то ребенку дневной сон необходим до 6-7 лет. Даже в саду в старшей группе существует дневной сон. Ребенок в течение первой половины дня довольно подвижный, и ему просто требуется небольшая подзарядка, чтобы дотянуть до ночного сна. Можно заметить, что те дети, которые не спали в течение дня, ближе к вечеру довольно капризные. Это касается особенно маленьких детей. Что говорить о пользе дневного сна для чада, если даже взрослый человек не против отдохнуть. Поэтому так важно, чтобы маленький человечек имел возможность отдохнуть в середине дня. Как раз этих 2-3 часов ему вполне хватит, чтобы набраться сил и быть в хорошем настроении до конца дня. Но если ребенок спать не хочет, родителю или воспитателю не нужно его заставлять. Достаточно будет, если он просто полежит и отдохнет. А там возможно придет и сон. Перед дневным сном ребенок не должен быть перевозбужден эмоциями. Поэтому хорошая сказка или спокойная игра будет хорошим способом его успокоить и помочь заснуть.

Гимнастика в садике

Важно уметь помочь чаду проснуться правильно. Как только малыш откроет глаза, не спешите его заставлять вставать с кровати. В садике воспитатель с малышами, которые только проснулись и еще лежат в кроватях, делают несложную гимнастику. Она помогает ребенку уйти из объятий Морфея и продолжить свой день. Помимо такой гимнастики в саду в начале дня делают обычную зарядку, помогая ребятам размять свое тело после ночного сна. Интересные подвижные игры представлены в статье: Главная задача воспитателя и родителей - дать ребенку отдохнуть в течение дня, чтобы он смог отдохнуть и хорошо провести его остаток. Поэтому дневной сон обязательно должен быть в режиме малыша.