С 23 по 27 января 2017 года в МБОУ СОШ № 70 г. Липецка прошла IV Неделя православной культуры. Она была посвящена роли Библии в современном мире. На первый взгляд может показаться, что книга, возраст которой насчитывает не одно тысячелетие, вряд ли может играть большую роль в эпоху информационных технологий. Однако это совсем не так.

Как бы стремительно не менялся мир, самое главное в нём не подвластно переменам. Духовные и нравственные ценности, человеческая душа, стремящаяся к Богу - всё это остаётся неизменным, сколько бы тысячелетий не пролетело. Поэтому роль Библии в современном мире огромна, ведь именно оттуда мы черпаем понимание нравственных законов и духовных ценностей, которые нам дал Господь.

Программа Недели была насыщена разными интересными мероприятиями, которые задействовали не только учащихся с 1 по 11 класс, но и дошкольные группы, а также родителей. Главная цель всех мероприятий - донести до сердца слушателей духовные ценности и нравственные законы жизни человеческого общества.

На Торжественное открытие были приглашены представители ЕРОПиК: заместитель председателя отдела к.п.н. Елена Юрьевна Санкевич, редактор сайта Липецкой епархии к.ф.н. Швайдак Валентина Владимировна, помощник благочинного I Липецкого ЦО по религиозному образованию Юлия Троянова, священнослужители храма Всех святых в земле Российской просиявших настоятель протоиерей Владимир Сельцов и протоиерей Михаил Князев.

С приветственным словом выступила директор школы, депутат городского совета депутатов, председатель комиссии по образованию, Ольга Радомировна Прокопенко.

В первый день наградили победителей школьного этапа Олимпиады по ОПК. К открытию Недели были приурочены выставки творческих работ учащихся: выставка проектов «Мой храм» (Е.Н. Фёдорова», «Красота Божьего мира» (Литаврина И.Н.), конкурс сочинений на темы Евангельских сюжетов (Пономарева Ю.С.) и «Православные праздники в моей семье» (Калинина И.М.), защита проектов «Евангельские сюжеты в изобразительном искусстве» (Кузьмина Л.Н., Аничкина С.А., Фёдорова Е.Н.), конкурс стихов «Духовная поэзия» (Золотарёва Е.Н). Был проведён мастер-класс по изготовлению куклы-скрутки «Ангел-хранитель» (Кударь Н.В. и Троянова Ю.В., помощник благочинного), на котором ребята узнали об ангелах и научились их мастерить.

В течение Недели были проведены Малые Свято-Тихоновские чтения «Святые заступники Липецкой земли» (Кузьмина Л.Н. и Черных Л.В.), совершены виртуальные экскурсии в исторический музей на Поклонной горе «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны» (Гиллер Е.А.) и в школьный музей на урок «Ангельские чины за христолюбивое русское воинство» (Бочков С.Г. и иерей Андрей Слепокуров)

Творческие группы учащихся подготовили для своих зрителей театрализованные представления: теневую миниатюру «Рождество Христово» (Сурова Г.М., Никулина Н.В.), инсценировку «Как князь Владимир веру выбирал» (Клементова В.Н.) и литературно-музыкальную композицию «Я готова смотреть на небо и молиться Богу» по творчеству Анны Ахматовой (Танунина И.В.)

Каждое утро звучала радиолинейка «Крещенские чудеса» (Трофимова В.И., Андросова Е.А.)

Во многих классах прошли часы общения, на которых учитель русского языка и литературы Киндракевич С.Н., атаман казачьей станицы «Никольская» Отцов А.Н., Швайдак В.В., протоиерей Михаил Князев, иерей храма св. мученицы Татианы Олег Феофанов, руководитель молодёжного клуба «Экклезиаст», протоиерей Димитрий Струев поговорили о смысле Заповедей божьих.

Об исторической роли Православия говорилось на родительском лектории «Семья - основа духовно-нравственного воспитания и преодоления антропологического кризиса современной эпохи».











С 20 по 24 ноября в школе села Петровка Грязинского района прошла Неделя православной культуры. Неделя проводится уже шестой год и стала доброй школьной традицией.

Целью Недели православной культуры является духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование системы духовно-нравственных ценностей, основанных на отечественных традициях. Дополнительной темой Недели стало ее посвящение 200-летию со дня преставления святого праведного воина Ф. Ф. Ушакова.

В течение всей Недели школу окормляли и посещали наиболее важные мероприятия почетный настоятель Космо-Дамиановского храма с. Средняя Лукавка протоиерей Виктор Ражин и настоятель этого храма иерей Валерий Половинкин.

В рамках Недели состоялся конкурс рисунков на тему «Моя православная Родина – православные основы отечественной культуры».

Учащиеся посетили Космо-Дамиановский храм, где состоялась беседа со священником на тему «Православие как основа нашей культуры: история и современность».

В ходе Недели были проведены следующие мероприятия:

20 ноября после традиционного открытия Недели православной культуры на торжественной линейке и единого классного часа на тему «Православие и современная культура», прошел единый мультимедийный урок для 1 – 9 классов на тему «Святой праведный воин Федор Ушаков». Провела урок преподаватель курса «Основы религиозных культур и светской этики» Косых Наталья Борисовна. Учащиеся 1 класса – члены кружка «Лучики православия» – прочли замечательные стихи, посвященные праведному воину. Затем в сопровождении красочной презентации Наталья Борисовна рассказала детям о жизненном пути великого русского флотоводца. В завершение урока дети услышали гимн святому праведному воину Фёдору Ушакову. Нестандартная форма проведения, тщательный отбор материала, глубина рассмотрения темы с учетом возрастных особенностей обучающихся, музыкальное и художественное оформление, мультимедийная поддержка сделали данное мероприятие насыщенным и познавательным, способствуя духовно-нравственному развитию учащихся.

В тот же день для 7 класса состоялся круглый стол со священником на тему, посвященный примеру жития святых и подвигу героев Отечества.

21 ноября для учащихся 5 класса учителем ИЗО и МХК Суворовой Т. Н. была проведена интерактивная экскурсия в картинную галерею. Педагог рассказала, как на картинах известных художников раскрывается тема: «Православие и современная культура», показала работы, посвященные адмиралу Фёдору Ушакову. Мероприятие сопровождалось музыкальным и художественным оформлением, что позволило ребятам глубже проникнуться высокими идеалами искусства.

В 4 классе прошел урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Гордость и гордыня». Вместе с учителем Косых Н. Б. учащиеся выяснили значение понятий «гордыня» и «гордость». Рассмотрели, какими могут быть конкретные примеры проявления этих страстей в жизни. Ребята также узнали, что гордость за Отечество, за подвиги русских воинов, таких как святой Фёдор Ушаков, используется в смысловом значении их почитания и стремления следовать примеру жизни православных подвижников, а также благодарения Бога за дарованную Родину и молитву о ее благоденствии.

Еще одним мероприятием этого дня стал кинолекторий для учащихся 5-6 классов на тему «Православие и современная культура: подвиг веры и современный образ жизни – уроки для наших дней». Дети посмотрели и обсудили видеофильм «Фёдор Ушаков, святой праведный воин».

22 ноября Пешкова Л. В. провела в начальных классах внеклассное мероприятие «Святой Николай Чудотворец». Из рассказа учителя ребята узнали житие Святителя Николая, о чудесах, явленных по его молитвам. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам, путешествующим, купцам, несправедливо осужденным, сиротам, вдовицам и всем, кто с верой прибегает к его заступлению.

В начальных классах учителем физкультуры Зеленовой Л. Н. были проведены «Весёлые старты» под девизом «Чествуя память святого праведного воина Фёдора Ушакова».

В этот же день прошли: открытый урок по основам православной культуры для учащихся кружка «Лучики православия» и учеников 1-3 классов и классный час для учащихся 8-9 классов.

23 ноября учитель немецкого языка Шипилова Н. П. провела с учащимися 6 класса внеклассное мероприятие на тему «Православная культура в военной истории России и современности. Святые русские воины: Александр Невский, Дмитрий Донской и Фёдор Ушаков». Учитель рассказала ребятам о святых русских воинах. Затем ребята сделали небольшие сообщения на тему.

Для учащихся 1-3 классов Казакова С. А. провела игру «Морской бой» в честь святого адмирала Фёдора Ушакова. Разделившись на две команды, ребята с увлечением провели интерактивный морской бой. Отвечая в ходе игры на вопросы, учащиеся показали хорошие знания о жизни святого адмирала. В конце занятия ребята вместе с учителем изготовили бумажные кораблики.

24 ноября состоялось торжественное подведение итогов Недели православной культуры. Учащиеся 4-5 классов получили Дипломы победителей олимпиады по основам православной культуры. Также отметили грамотами детей за лучшие рисунки.

Неделя Православия не оставила никого равнодушными. Ребята обогатились новыми знаниями, приобщились к духовным ценностям, больше узнали о родной культуре.

Сценарий открытия недели православной культуры
МБОУ СОШ № 33
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Сегодня очень необычный день.

Ведущий 2: Он радостный и волнительный, Он торжественный и светлый.

Ведущий 1: И он, несомненно, очень и очень нужный. Сегодня в нашей школе мы открываем неделю православной культуры.

Ведущий 2: (имя).., ну то, что этот день торжественный и волнительный, я согласен(а). Вон сколько у нас необычных гостей! А чем же он такой нужный?

Ведущий 1: Ну, как же, (имя)..! Предстоящая неделя – неделя, когда мы будем знакомиться и расширять свои знания о культуре наших предков, о вере, которую в 988 году приняла Русь, благодаря князю Владимиру, а также о славных и скорбных страницах нашего народа.

Ведущий 2: Я понял(а), на необходимо помнить историю своего народа, знать и сохранить культуру, заповедать православную веру своим детям также, как и нам её заповедали наши предки.

Ведущий 1: Правильно,., мы должны сделать всё, чтобы сохранить свою самобытность, свою идентичность, и, в конечном итоге, свою независимость.
Чтец:
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Гляну к северу –
Там в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Это ты моя
Русь державная,
Моя Родина – православная!
Песня «Россия» (Клеймёнова)

Ведущий 2: Слово для приветствия гостей предоставляется директору нашей школы_______________________________________________.

Ведущий 1: Слово для благословения участников нашего мероприятия предоставляется иерею (протоиерею)______________________________________________.

Чтец:
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришёл искупить
Ты Своею Пречистою Кровью, -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Ведущий 2: Россия – православная страна. А православие не мыслит зла, обид, зависти, ненависти. Если жить, соблюдая Заповеди Божии, то жизнь будет иной, счастливой.

Ведущий 1: А за каждое хорошее, доброе деяние всегда наступает вознаграждение, и мы становимся подобно спелым янтарным плодам на виноградной лозе.

Булат Окуждава «Виноградная косточка» (_____________________)
Виноградную косточку в теплую землю зарою,И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,И друзей созову, на любовь свое сердце настрою,А иначе, зачем на земле этой вечной живу.
Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье!Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья,А иначе, зачем на земле этой вечной живу.
В черно красном своем будет петь для меня моя Дали,В черно белом своем преклоню переднею главу,И заслушаюсь я и умру от любви и печали,А иначе, зачем на земле этой вечной живу.
И, когда заклубится закат, по углам заметая,Пусть опять и опять проплывут предо мной наяву:Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая,А иначе, зачем на земле этой вечной живу.
Ведущий 2: Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро, потому что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Ведущий 1:
Счастливо жить не запретишь
И с Божьей помощью, быть может,
Свои ты страсти победишь,
И верно, Бог тебе поможет!
Поможет он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро души своей дарить,
Быть милосердным в мире нашем!
«Только добротой сердец» (исполнение песни или видеоклип)

Учитель:

С 18 по 23ноября в нашей школе проходит неделя Православной культуры.Галина Анатольевна оформила для вас выставку книг на тему: « Библия и современный человек». Понравившиеся книги вы можете взять в библиотеке и почитать. На этой неделе были проведены классные часы по данной тематике, был организован просмотр мультфильмов, была оформлена выставка рисунков по данной тематике. В понедельник будут подведены итоги и отмечены участники, принявшие активное участие в проведении дня недели по православию. Сегодня в гостях у нас настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы иегумен Власий. На сегодняшней нашей встрече мы поговорим с вами о Боге на детском языке, потому, что у нас присутствуют самые маленькие учащиеся школы.

Вы знаете, как всё погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой. Однако Бог не хотел, чтобы все оставалось так, и Он сотворил этот чудесный мир. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром Творце.

В Священной Книге Библии описано сотворение мира по Слову Бога:

Основные тексты о сотворении содержатся в двух повествованиях первой и второй глав .

Первое повествование о сотворении занимает всю первую главу книги Бытия и начало второй главы. Оно описывает процесс творения в виде рабочей недели и выходного (субботнего) дня. В тексте говорится, что на первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы; на второй день - создал твердь и воду, на третий - сушу и растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека. Повествование завершается тремя первыми стихами второй главы книги Бытия, где сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. - ).

Второе повествование о сотворении содержится во второй главе книги Бытия. В тексте сказано о создании и двух деревьев в нём: и , о первой данной человеку заповеди - не вкушать плодов от древа познания добра и зла, а также содержится рассказ о сотворении из ребра (см. ).

Послушайте, ребята,


История проста:


Была земля когда-то


Безвидна и пуста.

Бог в первый день творенья


Сказал: "Да будет свет!"


И по Его веленью


Тьмы беспросветной нет.

Он твердию небесной


Все воды разделил.


И стало так чудесно:

Второй день наступил!

А в третий день явились


И суша, и моря,


И зеленью покрылась


Красавица Земля.

И творческою силой


Наш Милосердный Бог


Небесные светила


В четвертый день зажег.

И рыбы заблестели


Во глубине морской,


И птицы полетели


В день пятый над землей.

Чтоб веселее стало


С великой добротой


Зверей больших и малых


Бог создал в день шестой.

Исполненный желанья


Он создал наконец


любимое созданье –


Творения венец.

Бог создал человека.


И все, что сотворил,


Он до скончанья века


Ему лишь подарил.

В седьмой день отдыхал Он


От всех Своих трудов.


Все пели Богу славу.


Был чудный мир готов!

(Потом дети по очереди читают стихи из :)


Бог повсюду, Он везде:


В небе, воздухе, воде,


Всё Он видит, всё Он знает,


Всех на свете понимает!


Бог создал огонь и воду,


Воздух, землю - всю природу.


И природа без конца


Славит своего Творца!


Славят Бога беспрестанно


Высь и бездна океана,


Горы, море и земля,


Реки, рощи и поля!

Славят Бога свет и воздух,


Небо в облаках и звездах.


Славят солнце и луна –


Даже если ночь темна!


Птицы чествуют Творца


И зимой, и летом.


Даже слабый писк птенца


Слышен в хоре этом!


Звери дикие в лесах


Хоть и вызывают страх


Тоже Бога прославляют


И полезными бывают!

Что значит для нас Бог?

1 Бог-это льбовь.

2 Бог-это добро и милосердие.

3 Бог создал всё живое на земле.

Мы свами через стихи выразим всю любовь к Богу и расскажем о том, какими мы должны с вами быть и как должны вести себя, какие добрые дела должны совершать

НАШ ДОМ

Вот Земля - наш светлый дом.


Много есть соседей в нем:


И мохнатые козлята,


И пушистые котята.


И извилистые речки,


И кудрявые овечки.


Травка, птички и цветы,


И, конечно, я и ты.


В этом славном доме нужно


Жить со всеми очень дружно,


Никого не обижать,


Всех соседей уважать.

СОСЕДИ

Это- курочка Пеструшка,


Это - розовая хрюшка,


Это - Петя-петушок,


Он принес зерна мешок,


Чтоб Пеструшку накормить,


Да и хрюшку угостить.


С ними рядышком ты сядь,


Их тихонечко погладь.

КОТЕНОК

Это кто залез в башмак


И пищит тихонько так?


Ой! Да это же котенок –


Кошкин маленький ребенок.


Ну-ка, где тут лапки –


Серые царапки?


Дай-ка я тебя спасу –


К маме-кошке отнесу.

ЦЫПЛЕНОК

Вот цыпленок на дорожке


Зернышки клюет и крошки.


Ну, а мы вдвоем с сестренкой


Обойдем его сторонкой.


Пообедает – опять


Станем все втроем играть.

ЩЕНОК

Говорит щенок: "Тяф-тяф!"


У него веселый нрав.

Правда, с виду он сердит,


Но ко мне лишь подбежит,


Сразу хвостиком вильнет,


В щеку ласково лизнет.


Ведь сердитым плохо быть,


Надо всех всегда любить.

КОРОВА

Корова по лугу гуляла.


Коровушка очень устала.


Весь день она делала дело:


Цветы собирала и ела.


А вечером мы удивились –


Цветы в молоко превратились.

ЛЯГУШКА

Смотрите, там на кочке,


На желтеньком листочке


Сидит, как на подушке,


Зеленая лягушка.


Глазастая, большая


И добрая такая.


Сидит и улыбается.


Она мне очень нравится!

ДРУЗЬЯ

Я сметанки съел немножко,


Взял и поделился с кошкой,


Потому что она


Кушать тоже ведь должна.

КТО ПОСТРОИЛ ЭТОТ ДОМ?

Вот какой чудесный дом!


Много есть соседей в нем.


Только кто его построил?


Кто порядок в нем устроил?


Так старательно, умело


Кто людей, зверюшек сделал?


Кто посеял мох, цветочки?


Кто деревьям дал листочки?


В реки кто воды налил


И в них рыбок поселил,


За весной послал нам лето?


Кто же, кто придумал это?


Кто все так устроить мог?


Ну, конечно, только Бог.

Бога видеть невозможно.


Лишь дела увидеть можно,


Те, что делает для нас


Каждый день Он, каждый час.


Вот за что и почему


Благодарны мы Ему.


Надо каждый чтоб старался


Зла не делать никому


И послушным стать Ему.

Кто из вас слышал про Ангела-Хранителя?

Ангел-Хранитель , приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах.

Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).
Некрещеный человек находится под властью
– демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами).

Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей.

Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Ангела Бог при крещеньи мне дал.


Пусть я его никогда не видал,


Знаю и верю, что день ото дня


Он от врагов защищает меня.

Ангел – добрый мой хранитель,


Тихий светлый покровитель,


Ангелу всегда молюсь,

Нечего с ним не боюсь.

Ангел-Хранитель тебя охраняет,


Мысли твои он и тайные знает, Вместе с тобой веселится удаче,


А согрешишь – он страдает и плачет.

Мой Ангел дорогой,


Всё время ты со мной.


Ты днём меня хранишь,


И ночью ты не спишь.

Когда молюсь тебе,


Ничто не страшно мне.


С тобой я буду жить


Всегда тебя любить.

У тебя есть Ангел Божий –


Светлый, верный, лучший друг.


Он всегда придет на помощь,


Если что случиться вдруг.

Ангел рядышком с тобою


И невидимо хранит,


А когда ты непослушен,


Он расстроен и грустит.


От упрямых и врунишек


Ангел может отойти,


А тебе такого друга


В целом мире не найти.

Учитель:

Мы с вами за всё должны благодарить Бога.

Какой праздник отмечался вчера в православной церкви?

21 ноября – Михайлов день - День Михаила-архангела
в христианстве Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. На Руси Архангел Михаил почитался, прежде всего, как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Верили, что Архангела боится вся нечистая сила и при его появлении прячется в самые глубокие норы и пещеры или вовсе проваливается под землю.
День Михаила-архангела, связан с окончанием свадебного сезона, последний осенний праздник. «Михайлов день - весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены». После Михайлова на Руси дня заканчивались свадьбы.

Где-то там далеко и когда-то давно


Жил премудрый и опытный старец.


Он не раз говорил, беспрестанно твердил:


Слава Богу за скорбь и за радость.

Если кто-то тебе что-то грубо сказал,


Или плохо к тебе относился,


Знай об этом, мой друг: воля Божия тут,


С этим надо всегда нам мириться.

Слава Богу за все, слава Богу за все,


Слава Богу за скорбь и за радость.

Если ты заболел, занемог тяжело,


И не можешь с постели подняться,


Значит так суждено, по грехам нам дано,


И не надо роптать и боятся.

Если кто на тебя клеветал и роптал,


То не надо и в этом смущаться,


Знай, Господь для спасенья тебя это дал,


Надо всех здесь любить и смиряться.

Слава Богу за все, слава Богу за все,


Слава Богу за скорбь и за радость.

Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил,


Не старайся пред ним оправдаться,


И при этом при всем ты смиряйся и знай,


Что Господь помогает спасаться.

Если может покажется - крест твой тяжел,


Не под силу тебе он здесь дался,

Знай: Господь не по силам тебе б не послал.


Не ропщи, а люби и смиряйся.

Слава Богу за все, слава Богу за все,


Слава Богу за скорбь и за радость.

Научись ты творить волю Божью всегда.


Может быть, и мы будем гонимы,


И с сумой на плечах, со слезами в глазах,


И родными не будем любимы.

Если будет печаль, и болезни, и скорбь,


Если в чем-то страдать нам придется,


Никого не вини, а всегда говори:


Все от Бога нам грешным дается".

Слава Богу за все, слава Богу за все,


Слава Богу за скорбь и за радость.

Наши годы пройдут, все друзья отойдут,


Незаметно подкрадется старость.


Но всегда ты тверди и всегда говори:

Слава Богу за скорбь и за радость.

Слава Богу за все, слава Богу за все,


Слава Богу за скорбь и за радость.

Слово предоставляется настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы иегумену Власию.

Базовым компонентом общественной жизни является духовно — нравственная культура общества. Духовно — нравственное воспитание является базовой основой новых Федеральных государственных стандартов образования. Духовно — нравственная культура — фундамент образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия, основанная на принципе единства свободы и ответственности. Приобщение к ценностям православной культуры позволяет решить одну из актуальных задач современной школы — становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.

Православие является неотъемлемой частью истории русского народа, духовно — нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которое оно хранит и которое является актуальным в современности. Наша Россия создана трудами и подвигами множества поколений православного русского народа и опора на Православие, отечественные традиции и культуру дает возможность для формирования правильных ориентиров процесса образования подрастающего поколения. Духовно – нравственное воспитание является одним из основных направлений в работе нашей школы.

В рамках проведения предметной Недели основ православной культуры с 14 по 18 января был подготовлен ряд мероприятий в нашей школе. Целью проведения предметной недели является повышение интереса к православной культуре. Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традиции, которой существуют в России уже более тысячи лет. Русский народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, искусстве, музыке, в праздниках и буднях множество свидетельств приверженности православной вере.

По словам Ф.М. Достоевского, «Православие есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».

Проведение предметной Недели основ православной культуры в нашей школе стало доброй традицией, в этом году мы провели неделю ОПК второй раз. Идея проведения недели: интеграция духовно — нравственного содержания в различные сферы образовательного процесса в рамках программы духовно — нравственного воспитания школьников. Мы постарались провести мероприятия таким образом, чтобы охватить большую часть учащихся школы. Были запланированы мероприятия с учётом возрастных особенностей детей, формы проведения мероприятий различны, включают разные виды творческой деятельности школьников.

Ознаменовал начало проведения Недели конкурс – выставка рисунков «Красота Божьего мира». Любовь к родному краю, к родной культуре нашла отражение в этой творческой деятельности учащихся. Ведь правильно сказал М. Горький: «Смысл жизни в красоте». Работы ребят, выполненные в различных видах техники, были представлены на выставке. Внимание привлекли к себе работы Ивановой Алины 5А, Ершовой Татьяны 5А, Юдиной Варвары 5А, Филатовой Дарьи 4Б и Бублик Анастасии 4Б. Прекрасные изображения Спасителя, выполненные Павлом Прохоровым 4Б, стали украшением выставки. Увлечение учащихся и учителей художественной фотографией нашло отражение в фотовыставке «Между небом и землей». Для выставки были отобраны лучшие фотографии из паломнических поездок по святым местам учащихся и учителей.

Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики. Изучение истории нашей Родины, нашего края тесно связано с православными традициями. Развлекательно – игровая программа «Васильев день» в рамках проведения Недели была направлена на раскрытие исторически сложившихся традиций народной жизни.

Святки зимние — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день. Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Ярким и веселым, наполненным играми провела такой праздник для учащихся 6 класса Галина Федоровна Чернышова в доме народного творчества. Ребята приняли участие в играх, совершали различного рода обряды. Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы.

Гадание - действия, направленные на получение знаний о будущем. В русской традиции гадания приурочивались к переломным датам народного календаря, в первую очередь - к святкам, связанным с днем зимнего солнцеворота и наступлением нового солнечного года. Желание узнать будущее именно в этот промежуток времени объяснялось тем, что новый год открывает новый этап в жизни людей, а первые его дни определяют судьбы людей. Ребята загадывали желание «Исполнится – не исполнится», отгадывали имя своего «суженого» или «суженой и просто веселились.

Но все же гадание считается греховным делом, после которого требуется очищение святой водой, исповедь и причащение.

Интересно прошел конкурс сочинений «Мой любимый праздник», в котором приняли участие учащиеся 3Б, 4Б, 5А классов. Самыми активными были ученики 3Б класса. В увлекательной форме ребятами рассказывали о праздниках, которые особо почитаются в их семьях. Победителями этого конкурса стали Вероника Андреева 3Б, Ершов Семен 4Б и Ершова Татьяна 5А.

Наша школа сотрудничает с Русской Православной церковью в лице настоятеля храма святителя Николая Чудотворца, и поэтому ребята с нетерпением ждали, когда же состоится встреча с отцом Димитрием. Ребята с интересом слушали рассказ об устройстве церкви, о празднике Рождества Христова и о предстоящем празднике Крещения. Заинтересовал всех детей образ иконы Божией Матери Иверская и икона преподобного Нила Столобенского. С каким благоговением ребята слушали отца Димитрия! Для многих из них это первое посещение храма. Отец Димитрий рассказал о нормах поведения в храме, этикете, уважению к православной культуре и ее святыням. Встреча прошла в приятной дружественной обстановке. Ребята поблагодарили батюшку и попросили его сфотографироваться с ним на память.

Нужно отметить, что и в современном обществе, и у нас в районе весьма неоднозначно отношение к предмету ОПК, воинствующий атеизм не вытравлен из сознания людей, но «время собирать камни» уже пришло, только хорошее знание своей религии имеет следствием создание обстановки терпимости в обществе. Эта цель сейчас как никогда актуальна.

Уроки милосердия — тема четвертого дня предметной недели ОПК.

«За все тебя, Господь, благодарю!» Так назывался урок, в котором приняли участие учащиеся 4А, 4Б, 5А, 6 и 9А классов.

С интересом ребята слушали притчи в исполнении православной певицы Светланы Копыловой. Восхищение и в тоже время слезы на глазах вызвал у всех рассказ о жизни Григория Журавлева.

Многие из вас уже слышали песню — притчу Светланы Копыловой о человеке, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог…» Оказывается за этой притчей стоял реальный человек, жизнь которого и ее значение не опишешь в одной песне.

В 2013 году исполнится 155 лет со дня рождения замечательного иконописца Григория Журавлёва – безрукого и безногого художника из села Утевка, Самарской губернии.

Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии в Сербской Православной Церкви, обнаружили икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенец – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил хмурый, соседи шушукались: «Богом обижен».

Время шло, а мальчик, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. «Бог призрел на раба Своего» – так говорили жители Утевки. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.

Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом.

Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Он учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письма родным. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий.

Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового храма. Храм этот сохранился до наших дней.

Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под руководством Григория Журавлева. Десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Только в 1892 году работа была закончена.

Это был подвиг…

Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Божией не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах.

В иконах Григория Журавлева тишина, мир и покой, они призывают к истинному покаянию, так необходимого нам…

Весь наш мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле. Давайте не забывать об этом, и будем благодарны за всё, за прекрасный мир, который окружает нас, и даже за жизненные трудности, ведь они заставляют нас работать над собой, а значит совершенствоваться и становиться лучше, светлее.

Учащиеся 10 класса приняли участие в уроке «Русский солдат Евгений Родионов». Это рассказ о рядовом армии России, защитнике Отечества и герое нашего времени, убитом в плену, во время чеченской войны.

Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять другую веру. Евгений отказался и предпочел смерть.

Прошло семнадцать лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память жива. Написано 160 икон воину — мученику Евгению, в 26 храмах России появились его иконы.

На его могилу едут с Поволжья, Санкт — Петербурга, Чувашии, Украины, из-за рубежа.
Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно. О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

В последний день предметной недели ОПК учащиеся 6 класса приняли участие в большой программе, которую для нас подготовили работники краеведческого музея Захарова Елена Александровна и Исаева Светлана Васильевна.

«Церкви Маловишерского района» — беседа, которую провел с ребятами краевед Вячеслав Герасимов. Ребята много нового и интересного узнали о нашей церкви святителя Николая Чудотворца, о церкви Рождества Христова в Горнешно и церкви Успения в деревне Бор на станции Мстинский Мост.

Удивление, восхищение, восторг! Такие чувства мы испытали, когда побывали на выставке «Семейный арт – вернисаж» семьи Сорокиных. Живописные полотна Виктора Ивановича Сорокина притягивали к себе взор так же, как и его работы из бересты. Графика Вадима Сорокина на первый взгляд непонятная, но не менее интересная тоже заинтересовала нас. А его рассказ «Куаныш – Чарли» читали, что называется, со слезами на глазах. Неповторимые работы Галины Михайловны пестрели яркими веселыми красками. Еще когда Галина Михайловна работа в школе, она пыталась и нас, учителей, привлечь к рукоделию цветов из материала. Но видимо не всем дан этот дар – дар творить прекрасное! Галина Михайловна! Низкий Вам и Вашей семье поклон за то чистое и радостное, что Вы подарили всем нам!

Закончилась предметная неделя по ОПК награждением. Все участники недели получили благодарности, а участникиВсероссийской олимпиады по Основам православной культуры школьного тура получили сертификаты и дипломы.

Хочется поблагодарить за помощь в подготовке и проведении мероприятий Дмитриеву Екатерину и Степанову Алену 6 класс, Нику Богачеву 10 класс и Анну Васильеву 11 класс.

Спасибо за помощь Нятянен Галине Ивановне, Озериной Татьяне Олеговне, Лебедевой Татьяне Ивановне, Ивановой Екатерине Георгиевне и Андреевой Оксане Николаевне.

Ребята заинтересовались Православной культурой, жаль, что нет в среднем и старшем звене такого предмета.

Это подтверждает, что работа, которая ведётся в школе в рамках духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, не напрасна. А главный результат ещё впереди.

Правильно сказал Ф.М. Достоевский: «Тем и сильна великая нравственная мысль, тем — то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной».