П тухин Евгений Саввич - командующий военно-воздушными силами Северо-Западного фронта, комкор.

Родился 3 марта 1902 года в городе Ялта (ныне Автономная Республика Крым, Украина) в семье почтового служащего. Русский. С 1905 года жил с семьёй в Москве. Учился в трёхлетней начальной школе и в техническом училище, но учёбу на окончил из-за тяжелого материального положения семьи. С 1915 года работал носильщиком на вокзале, рассыльным в редакции газеты, учеником телеграфиста.

В Красной Армии с февраля 1918 года, доброволец. Член РКП(б) с марта 1918 года. Участник Гражданской войны. Был курсантом пулемётных курсов, красноармейцем аэродромной охраны Тверской авиагруппы, мотористом 3-й Московской авиационной группы. С ноября 1918 года - на фронте, мотористом 1-го авиационного артиллерийского отряда. Воевал на Южном, Юго-Западном и Западном фронтах против армий Деникина и Пилсудского.

В 1922 году окончил школу мотористов в Егорьевске, служил старшим мотористом 1-й авиационной эскадрильи. В 1923 году окончил Егорьевскую теоретическую школу лётчиков, направлен в Липецкую лётно-практическую школу, после её расформирования в мае 1924 года - в Борисоглебскую школу пилотов. С декабря 1924 - лётчик 2-й и 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, с 1925 - командир звена. В 1925 году принимал участие в боевых действиях против крупных банд в Центральной России, выполняя разведывательные и штурмовые вылеты. С декабря 1927 - командир авиаотряда в 2-й авиационной бригаде ВВС Белорусского военного округа (Витебск).

В 1929 году окончил курсы усовершенствования командного состава РККА при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С декабря 1929 года - командир-комиссар 15-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи в Брянской авиабригаде, с мая 1934 - командир-комиссар 450-й смешанной авиабригады (Смоленск), с июля 1935 - командир 453-й (затем 142-й) истребительной авиабригады в Бобруйске. Комбриг (28.11.1935).

С мая 1937 по январь 1938 года в качестве старшего военного советника командующего республиканских ВВС и командира истребительной авиационной группы под псевдонимом "генерал Хосе", комбриг Птухин Е.С. участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов. Лично участвовал в боевых вылетах, сбил как минимум 1 самолёт врага. Был ранен.

С апреля 1938 года - командующий ВВС Ленинградского военного округа. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава ВВС при Академии Генерального штаба РККА. Комкор (22.02.1938, минуя звание комдив).

После неудачного начала советско-финляндской войны 1939-1940 годов, в январе 1940 года был создан Северо-Западный фронт, начальником ВВС Северо-Западного фронта был назначен комкор Птухин Е.С. Умело руководил действиями авиации, которая нанесла большой урон противнику при прорыве укреплённой линии Маннергейма. Лично выполнил несколько боевых вылетов.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года комкору Птухину Евгению Саввичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С мая 1940 года - командующий ВВС Киевского особого военного округа. В январе 1941 года Е.С. Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а в марте 1941 - вновь командующим ВВС Киевского Особого военного округа.

С началом Великой Отечественной войны и преобразования КОВО в Юго-Западный фронт 22 июня 1941 года, генерал-лейтенант Птухин Е.С. - командующий ВВС Юго-Западного фронта.

В первые часы войны подчиненная Е.С. Птухину авиация понесла значительные потери, причем в большинстве своём - на аэродромах...

24 июня 1941 года генерал-лейтенант авиации Птухин Е.С. был отстранен от должности, отозван в Москву и, по данным Архива Президента РФ - арестован 3 июля (по другим данным - 27 июня) 1941 года с формулировкой: "Уличается показаниями , Чернобровкина, Юсупова, Иванова и очной ставкой с ним, как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 года являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками". Содержался в Саратовской тюрьме.

13 февраля 1942 года постановлением Особого совещания при Наркоме внутренних дел СССР Птухин Е.С. приговорен к смертной казни, а 23 февраля 1942 года - расстрелян..

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1943 года лишён звания Героя Советского Союза и всех наград.

Реабилитирован постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР от 6 октября 1954 года за отсутствием состава преступления.

Место захоронения неизвестно, но в 1950-е годы вдова Героя установила в Москве на Новодевичьем кладбище кенотаф - памятный знак - обозначив символическую могилу генерал-лейтенанта авиации Е.С. Птухина.

Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940). Награждён двумя орденами Ленина (22.10.1937, 21.03.1940), орденами Красного Знамени (8.03.1938), Красной Звезды (25.05.1936), медалью "XX лет РККА" (1938).

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области).

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Птухин Евгений Саввич. Генерал- лейтенант авиации (1940). Русский. Член ВКП(б)с 1918 г.

Родился в марте 1902 г. (в документах - 1900 г.) в г. Ялте. Из служащих. С 1905 г. проживал в Москве. Окончил начальную школу. С двенадцати лет стал работать - носильщиком на вокзале, мальчиком-рассыльным в редакции газеты, учеником телефониста.

В Красной армии добровольно с февраля 1918 г. Участник Гражданской войны. Воевал против деникинцев, врангелевцев и поляков. В годы войны занимал должности: красноармейца аэродромной охраны, помощника моториста Тверской (затем 3-й Московской) авиагруппы. С ноября 1918 г. - моторист 1-го артиллерийского авиационного отряда. В мае 1920 г. отряд влился в Центральную авиагруппу и был направлен на фронт борьбы с Польшей. Был контужен.

После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА. Окончив в 1922 г. класс мотористов Егорьевской авиашколы, работал старшим мотористом во 2-й отдельной истребительной эскадрилье (Подосинки). Затем учился в Егорьевской теоретической авиашколе по курсу пилота. Окончив ее в декабре 1923 г., был направлен в Липецкую летно-практическую школу. С мая по ноябрь 1924 г. - курсант Серпуховской высшей школы воздушной стрельбы и бомбометания, по окончании которой удостоен звания «военный летчик РККА». С декабря 1924 г. - летчик, старший летчик 2-й (с 1925 г. - 7-й) отдельной истребительной авиаэскадрильи. С 1925 г. - командир звена, с апреля 1929 г. - командир отряда той же эскадрильи. В 1929 г. окончил Курсы усовершенствования начсостава ВВС РККА при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. С декабря 1929 г. - и. д. командира 15-й отдельной истребительной авиаэскадрильи. С октября 1930 г. - командир и военком той же эскадрильи Брянской авиабригады. Затем командовал 17-й истребительной авиаэскадрильей. С января 1934 г. - командир и военком 450-й смешанной авиабригады (г. Смоленск). С августа 1935 г. - командир и военком 453-й смешанной (затем переформированной в 142-ю истребительную) авиабригады (г. Бобруйск). С мая 1937 г. по январь 1938 г. находился в республиканской Испании в качестве старшего военного советника по авиации (сменил Я. В. Смушкевича). Имел псевдоним « генерал Хосе ». Командовал истребительной группой республиканских ВВС. Из воспоминаний генерал-лейтенанта авиации А. Ф. Семенова: «Анализируя боевую деятельность советских летчиков в Испании, не могу не подчеркнуть той большой роли, какую сыграли в руководстве ими Е. С. Птухин и Ф. А. Агальцов (помощник Е. С. Птухина по политической части, полковой комиссар, будущий маршал авиации. - Авт.). Евгений Савич Птухин обладал незаурядным талантом авиационного начальника. Он по-своему, как мы говорим теперь, по-птухински, разрабатывал, подготавливал и успешно осуществлял довольно значительные в тогдашних масштабах воздушные операции. Боевые задачи решались при тесном взаимодействии различных родов авиации, часто с наращиванием силы ударов, особенно в ходе борьбы с самолетами противника. Последние эффективно уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах».

По возвращении из Испании получил внеочередное воинское звание «комкор» (в Испанию уезжал комбригом). С марта 1938 г. - командующий ВВС Ленинградского военного округа. В 1939 г. окончил Курсы усовершенствования командного состава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. Во время войны с Финляндией в 1939-1940 гг. командовал ВВС 7-й армии, затем ВВС Северо-Западного фронта. Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 марта 1940 г. за умелое руководство действиями авиации, нанесшей большой урон противнику при прорыве линии Маннергейма, был удостоен звания Героя Советского Союза. С мая 1940 г. - командующий ВВС Киевского Особого военного округа (КОВО). Из аттестации на генерал-лейтенанта авиации Е. С. Птухина, подписанной командующим войсками КОВО генералом армии Г. К. Жуковым в ноябре 1940 г.: «Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий». С января 1941 г. - заместитель начальника, в феврале - марте 1941 г. - начальник Главного управления Противовоздушной обороны РККА. С апреля 1941 г. на прежней должности командующего ВВС Киевского Особого военного округа. С началом Великой Отечественной войны - командующий ВВС Юго-Западного фронта.

Награжден двумя орденами Ленина (1937,1940), орденами Красного Знамени (1938) и Красной Звезды (1936).

24 июня 1941 г. от должности был отстранен. Арестован 27 июня 1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР 13 февраля 1942 г. по обвинению в участии в военном заговоре, проведении вредительства в подчиненных ему авиачастях приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 февраля 1942 г. Определением Военной коллегии от 6 октября 1954 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 432-434.



П етрухин Николай Дмитриевич – стрелок 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, краснофлотец.

Родился 18 (31) марта 1908 года в городе Москва в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Служил срочную службу в Красной Армии. Работал на нефтепромыслах.

В Военно-Морском Флоте с 1941 года. В 1941 году был призван из запаса, служил в частях береговой обороны Потийской военно-морской базы Черноморского флота. Кандидат в члены КПСС с 1943 года.

В апреле 1943 года краснофлотец Петрухин был направлен в сформированный 384-й отдельный батальон морской пехоты Черноморского флота.

Осенью 1943 года участвовал в десантных операциях в города Азовского побережья: Мариуполь, Осипенко (ныне Бердянск). Затем были бои на Кинбурнской косе, освобождение посёлков Херсонской области Александровка, Богоявленское (ныне Октябрьский) и Широкая Балка.

Во второй половине марта 1944 года войска 28-й армии начали бои по освобождению города Николаева. Чтобы облегчить фронтальный удар наступающих, было решено высадить в порт Николаев десант. Из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты выделили группу десантников под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского . В неё вошли 55 моряков, 2 связиста из штаба армии и 10 сапёров. Проводником пошёл местный рыбак Андреев . Одним из десантников был матрос Петрухин.

Двое суток отряд вёл кровопролитные бои, отбил 18 ожесточённых атак противника, уничтожив при этом до 700 солдат и офицеров врага. Во время последней атаки фашисты применили танки-огнемёты и отравляющие вещества. Но ничто не смогло сломить сопротивление десантников, принудить их сложить оружие. Они с честью выполнили боевую задачу.

28 марта 1944 года советские войска освободили Николаев. Когда наступающие ворвались в порт, им предстала картина происшедшего здесь побоища: разрушенные снарядами обгорелые здания, более 700 трупов фашистских солдат и офицеров валялись кругом, смрадно чадило пожарище. Из развалин конторы порта вышло 6 уцелевших, едва державшихся на ногах десантников, ещё 2-х отправили в госпиталь. В развалинах конторы нашли ещё четверых живых десантников, которые скончались от ран в этот же день. Геройски пали все офицеры, все старшины, сержанты и многие краснофлотцы. Геройски погиб и краснофлотец Н.Д.Петрухин.

Весть об их подвиге разнеслась по всей армии, по всей стране. Верховный Главнокомандующий приказал всех участников десанта представить к званию Героя Советского Союза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство краснофлотцу Петрухину Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденом Ленина (20.04.1945, посмертно).

Их именем названа улица города, открыт Народный музей боевой славы моряков-десантников. В Николаеве в сквере имени 68-ми десантников установлен памятник. В посёлке Октябрьском на берегу Бугского лимана, откуда уходили на задание десантники, установлена мемориальная гранитная глыба с памятной надписью.

Десантник из числа 68-ми Героев.

В ночь на 26 марта 1944 года в районе посёлка Богоявленского (ныне посёлок Октябрьский) отряд погрузился на 7 лодок и прошёл 15 километров вверх по Южному Бугу, оба берега которого были в руках врагов. На рассвете он высадился в порту города Николаева. Отряду была поставлена задача: скрытно высадившись в тылу, нарушить коммуникации, посеять панику, сорвать намеченный на 26 марта угон мирного населения в фашистское рабство, нанести удар по немецкой обороне с тыла и содействовать наступающим советским частям в освобождении города.

Бесшумно сняв 3-х вражеских часовых, десантники заняли круговую оборону в двухэтажном здании конторы элеватора (44 десантника), находящемся восточнее конторы деревянном домике (10 десантников) и каменном цементном сарае (9 десантников). Один матрос устроился в небольшом сарайчике. Вооружённые противотанковым ружьём и пулемётом в 30-и метрах юго-восточнее конторы, залегли на железнодорожной насыпи перед забором ещё 4 матроса. В главный опорный пункт превратили здание конторы элеватора. В стенах построек десантники пробили бойницы, двери и окна заложили кирпичом, ящиками с песком. Матрос Петрухин занял позицию на 2-м этаже конторы.

На рассвете гитлеровцы обнаружили десантников и одну за другой предприняли 2 атаки. Их отбили десантники, находившиеся в прилегающих постройках. Бойцы конторы в бой пока не вступали. В 3-й атаке участвовал уже батальон гитлеровцев. В бой вступили все группы. Петорухин пустил в дело свою винтовку, метко разя фашистов. Цепи гитлеровцев таяли на глазах.

Подтянув в район порта до полка пехоты с танками, миномётами и артиллерией, гитлеровцы в середине дня предприняли очередную попытку сломить сопротивление десанта. Фашисты начали методично обстреливать из пушек и миномётов постройки, где засели десантники. От рушившихся стен они получали ушибы, но продолжали вести огонь по наступающему врагу. Под прикрытием артиллерии гитлеровцы наступали с трёх сторон. Шли и к конторе. За первой цепью следовала вторая. Когда гитлеровцы приблизились, по ним ударили все наши пулемётчики. Гитлеровцы падали. Живые прятались за трупами, отползали назад. Атака снова захлебнулась.

Перед 5-й атакой фашисты подтянули шестиствольные миномёты и применили термитные снаряды. Они подожгли деревянный домик, где сражались 10 десантников, задымился и цементный сарай. До конца первого дня обороны десантники отбили ещё 3 атаки пьяных, обезумевших гитлеровцев. Здания подверглись бомбёжке мелкими бомбами с воздуха, обстрелу нескольких танков. В цементном сарае погибли 2 матроса. Были потери и в других точках обороны – в конце дня от нескольких танковых выстрелов рухнул горящий деревянный домик, погребя под руинами 4 матроса и 5 сапёров. В здании конторы потерь не было, но многие были ранены, в том числе и матрос Петрухин.

Утром 27 марта 1944 года в порт подошёл ещё один батальон противника, сопровождаемый несколькими танками, пушками и шестиствольными миномётами. В упор, прямой наводкой били они по бастионам десантников, поливали разрушенные стены из огнемётов. От прямого попадания артиллерийского снаряда на куски разнесло рацию, погибли 2 солдата-радиста, получил контузию радист отрядаАлександр Лютый . Связь с «Большой землёй» была утеряна. Командир и начальник штаба десанта с пакетом отправили через линию фронта разведчика, старшину 1-й статьи Лисицына , который, подорвавшись на мине и лишившись ступни ноги, всё-таки дополз до своих и передал донесение.

Появились потери и в здании конторы. Геройски погиб старший матрос Ходырев , бросившись со связкой гранат под фашистский танк. Во время 11-й атаки осколком вражеской мины был сражён пулемётчик матрос Фадеев . Погибли пулемётчик Скворцов и санитарТященко .

Гитлеровцы многократно пытались пробиться к основной группе нашего десанта, но враг не мог пройти через маленькие «гарнизоны», расположенные в тридцати-пятидесяти метрах вокруг конторы. Когда у забора на железнодорожной насыпи погибли 2 десантника, в 2 других, получив ранения, отошли в контору, повалив забор, немцы устремились к конторе. Десантники встретили врага огнём. Петрухин, взяв автомат погибшего санитара, бил по фашистам, выползающим из-за железнодорожной ветки.

Фашисты усилили артиллерийский и миномётный огонь. Враг стрелял по окнам и проломам. В комнатах было невыносимо жарко. Казалось, фашисты поставили перед собой задачу - сравнять с землей двухэтажное здание, сжечь его защитников. Моряки задыхались от едкого, удушливого дыма. Им приходилось не только отбиваться от врага, но ещё и вести борьбу с огнём, который возникал то в одной, то в другой комнате. Люди гибли от пуль, осколков снарядов и мин, от камней, то и дело отскакивавших от стен. И как бы ни было тяжело, никто не помышлял о сдаче на милость врага. Десантники стояли насмерть.

Ко второй половине дня 27 марта практически все, оставшиеся в живых, были ранены. Перед началом 16-й атаки гитлеровцы провели очередной мощный артиллерийский обстрел зданий порта. Была разрушена лестница между 1-м и 2-м этажами конторы. Оставшиеся в бою десантники были разобщены. Погибли и получили смертельные ранения несколько десантников, в том числе и начштаба лейтенант

Анастасия Байдракова

Барьеров.net

"Судьба человека"

Что мы имеем в виду, когда говорим "сильный человек"? Вряд ли раскачанные мышцы. Сила духа, сила характера - вот, что заставляет нас восхищаться некоторыми людьми. Об одном из них сейчас и пойдет речь. Неудачный химический эксперимент 30 лет назад привел Евгения Петрухина к полной потере зрения. Пришлось начинать новую жизнь, получать новую профессию. Но трудности отступают перед неуемной энергией нашего героя. Он конструирует новые приборы, ставит биоэнергетические опыты и постоянно помогает людям. Евгений Петрухин в нашей рубрике "Судьба человека".

В гости к Евгению Федоровичу мы приехали на дачу. Дом небольшой, и для подробных разговоров хозяин приглашает нас... на чердак: "Лезем в мой личный, так сказать, кабинет. Это мое личное пространство плюс там минимум медицинской аппаратуры, которую я использую иногда для себя, иногда кому-нибудь из людей приспичит. Хотите, можно посмотреть".

Медициной Евгений Петрухин занялся после того, как потерял зрение. В 84-м с отличием закончил медучилище по специальности "массаж и мануальная терапия". Впрочем, это был уже третий диплом. Первое образование - учителя химии - наш герой получил в далеком 69-м. А после был госуниверситет по призванию: радиофизика и электроника. Профессиональная универсальность и сейчас проявляется во всем: лечит людей Евгений, используя свои знания в физике. "Акустико-резонансная терапия. В этом деле главное - вот этот аппарат, который излучатель называется. Вся фишка в нем сосредоточена", - говорит Евгений Петрухин.

Мембрана излучателя вибрирует от звуков. Если поставить подходящую музыку и прислонить аппарат к телу, энергия гармонических колебаний "подпитывает" внутренние органы. Все аппараты Евгений делает сам. В ход идут даже предметы, казалось бы, далекие от медицины. "Для вакуумного массажа сделано приспособление из цветочного горшка обычного. Раньше я делал из стеклянной банки, обрезинивал, это сложно, но стоило ей кокнуться - и все", - рассказывает Евгений Петрухин.

Присоединяем устройство к другому, кстати, оно когда-то было частью холодильника - и, как говорится, ура, заработало! "Под воздействием вакуума сосуды расширяются, потом под воздействием вакуума их сжимает. И получается мощная сосудистая гимнастика", - комментирует Евгений.

Из кабинета к станку. Здесь было сделано немало приспособлений, в том числе, и медицинского характера. "Когда много пыли, искр, дыма, я делаю тут, дома уже не делаю. Считай, что я половину лечебной аппаратуры сделал здесь", - сказал умелец. Впрочем, аппаратура аппаратурой, но и о хозяйстве заботиться надо. Например, доделать ограждение веранды.

Работает и со сваркой, и со станками: токарным, деревообрабатывающим. Циркулярная пила, подходить к которой опасаются и некоторые зрячие, послушно отрезает бруски нужной ширины. Эти пригодятся для огорода - на колышки. "Так что все это, дача сделана собственными руками. Ну, конечно, не без помощников", - сказал Евгений Петрухин.

Помогает жена, Валентина Николаевна. Супруги познакомились уже после аварии. Как внезапно выясняется, зимой было ровно 30 лет.

Юбилей, что ли? Ай-я-яй!..

Был уже. А ты и не вспомнила.

Ай-я-яй. Да. 30 лет. Кошмар.

Какой был бы прекрасный повод напиться!

Валентина Николаевна читает вслух, помогает передвигаться по городу. Да и по хозяйству за долгие годы научилась многому. "Ну, ему, конечно, тоже надо помочь: разметить, запаять, просверлить, отперпендикулярить. Это все трудно, поэтому он научил меня, я помогаю", - говорит жена Евгения.

Помогают ему и друзья. Некоторые, кстати, остались еще с давних времен. Из прошлой, зрячей жизни. Вместе работали на Иркутском авиазаводе, ходили в походы, поднимались на вершины Хамар-Дабана. Хотя вершины покоряются до сих пор. Сходить, например, за черемшой на пик Черского для Евгения Федоровича не проблема. Впрочем, для него многое не проблема. И дело тут не только в умении прочистить трубы или, допустим, вскопать огород. Дело в особой жизненной силе и энергии, которые, наверное, тоже талант.

Реальный срок за хулиганство на борту: после ужесточения закона о безопасности на транспорте в России впервые вынесли приговор авиадебоширу. По решению Химкинского горсуда на полгода в колонию-поселение отправится Евгений Петрухин. История с ним типичная: мужчина крепко выпил, стал угрожать экипажу, на высоте в десять тысяч метров потребовал: «Остановите, я сойду!».

Эта история произошла еще в мае. 10 тысяч метров над землей. Рейс Тель-Авив-Москва. Пассажир требует открыть дверь и выпустить его перекурить. На просьбу занять свое место и не нарушать закон Евгений Петрухин продолжает спорить.

Закон в апреле этого года ужесточила Государственная Дума. За хулиганство на любом виде транспорта теперь грозит уголовная ответственность. Как оказалось, неугомонный пассажир с каждым словом и действием в том полете приближал себя к суду и реальному сроку. В конечном счете, по прилете в Москву мужчину задержала полиция. А спустя четыре месяца суд вынес решение, приговорив гражданина Израиля к шести месяцам лишения свободы. Словом, по новому закону – «первый пошел».

«Вел себя крайне агрессивно, оскорблял пассажиров, угрожал экипажу. И самое главное – он пытался открыть дверь и покурить, находясь на высоте нескольких тысяч метров. Мы и дальше будем фиксировать подобные факты и пресекать их, а материалы направлять в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений», – сообщил заместитель генерального директора по правам и имущественным вопросам авиакомпании «Аэрофлот» Владимир Александров.

В авиакомпании говорят, что ежегодно фиксируется не меньше тысячи случаев с авиадебоширами. Но прежде за пьяные выходки назначали штрафы, чаще минимальные - несколько тысяч рублей. Теперь же - уголовная ответственность. Максимальный срок лишения свободы – до пяти лет.

«Если ранее фактически можно было рассчитывать, что достойное возмездие преступник получит, если он совершил тяжелое преступление на борту воздушного судна, то сейчас криминализируется и относительно безболезненные с точки зрения урона здоровью и жизни человека деяния. Фактически это приводит к тому, что перед авиадебоширами на законодательном уровне устанавливается заслон», – считает авиаэксперт Олег Пантелеев.

Первый громкий случай – в 2013 году. Авиадебошир Сергей Кабалов кричал, что он служил в спецназе, владеет приемами, в итоге набросился с кулаками на стюарда. Потом он грозился угнать самолет. В итоге за это провел в колонии год и восемь месяцев. Суд снял обвинения в попытке угона и смягчил наказание. Но такой единичный опыт на других не сильно подействовал. После Кабалова, конечно, были и другие дебоширы. Типажи разные, как и их угрозы.

Требуя покурить, молодой человек тоже кричал, угрожал. Так что один из пассажиров не выдержал и ударил его по лицу. Возможно, именно этим приемом, не совсем гуманным, но, как оказалось, действенным пассажир спас молодого человека от уголовной ответственности – тот сразу сел на свое место, успокоился и заснул.

Эксперты говорят, что, конечно, бороться с авиадебоширами сложно, и вот так сразу они никуда не исчезнут. Но именно такие реальные сроки наказания, о которых вероятно мы будем слышать теперь все чаще, пусть не сразу, а со временем, заставят «между первой и второй», как минимум, задуматься о последствиях.