Насилие в семье: виды, формы, последствия НАСИЛИЕ является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ совершаются специально и направлены на достижение определенной цели; наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку; нарушаются права и свободы этой особы; делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества) Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей; около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Виды насилия над детьми в семье физическое насилие; пренебрежение; психологическое жестокое обращение; сексуальное насилие. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Физическое насилие Физическое насилие это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ А также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где: убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка. К психологическому насилию относятся: угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.). ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ) НАСИЛИЮ: задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие: не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социальноэкономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные. Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п. Как проявляется насилие? Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др. Причины возникновения насилия: - материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Последствия семейного насилия ребенок учится насилию; ребенок становится тревожным; ребенок не уверен, что его в семье любят; Куда обращаться за помощью? Отдел по делам семьи и молодежи. Адрес: пр. Ленина 70. тел. 54-17-92 2. Служба по делам детей Ильичевской райадминистрации. Адрес: пр. Металлургов 193.тел.: 47-30-53 3. Органы внутренних дел. Тел 102 4. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. 5. - Мариупольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А.Тел.: 33-52-25 6. - Ильичевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: ул. Карпинского, 56. Тел.: 4731-03 7. - Приморский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пр. Строителей, 85-А. Тел.: 54-37-83. 8. - Орджоникидзевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пер. Рижский,40. Тел.: 24-71-51 9. - Жовтневый районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А. Тел.: 54-38-54 10. 5) Тел. Доверия: 24-99-99/ 23-99-99 1.

Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

насилию в семье

Вербий Е. Ю., учитель английского языка

Дёмкина В. В., учитель математики

МКОУ «Крепинская СОШ» Калачевский р-он

Волгоградской обл.

Виды насилия

1. Физическое

2. Эмоциональное

Что Вы говорите ребёнку, Что Вы говорите ребёнку,

  • когда он в очередной раз не убрал в комнате?
  • когда он прогулял уроки?
  • когда он в очередной раз пришёл домой в не назначенный час?

Ситуации

1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»

  • 1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
  • 2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
  • 3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше». 2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом». 3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно». 1) Похвала 1) Похвала 2) Обнять, приласкать, улыбнуться 3) Подарок, награда 4) Пойти куда-то вместе 5) Поиграть в любимую игру 6) Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом 7) Исполнение желаний, дать сладкое 8) Одобрение поступка

Поощрения

1) Лишение чего-либо (морального или материального) 1) Лишение чего-либо (морального или материального) 2) Поставить в угол, домашний арест 3) Обругать, пристыдить 4) Молчание, т. е бойкот 5) Заставить что-либо сделать 6) Физическое наказание (шлепок, намеренная боль) 7) Порицание 8) Сравнение с другими детьми 9) Жалоба папе

Наказания

1) Уважение к детям 1) Уважение к детям 2) Последовательность 3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности 4) Справедливость: нельзя наказывать сгоряча 5) Соответствие между отрицательным поступком и наказанием 6) Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять 7) Коллективный характер наказания - участвует вся семья.

которые необходимо учитывать при наказании

Слово Слово

2) Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.

3) Не ставьте своему ребенку каких бы ни было условий.

4) Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5) Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.

6) Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7) Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

9) Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Памятка для родителей

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?

Дети – во всех смыслах – наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.

Все интересующие вопросы вы можете задать специалистам на сайте WWW.YA-RODITEL.RU

Памятка для родителей

«Противодействие жестокому обращению с детьми»

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».




Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21