Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Плохая память? Забываете о важном? Необходимо быстро выучить что-то новое? Читайте, как легко запоминать большие объемы информации и стать умнее!

Эта статья поможет вам быстро подготовиться к экзаменам, без труда повысить квалификацию на работе, изучить новые языки или легко освоить любое новое для себя направление. При этом ваш мозг будет запоминать большие объемы информации лучше и быстрее, а ваша память автоматически усилится!

1. Запоминаем информацию зрительно!
2. Почему о видео стоит сказать отдельно?
3. Подключаем слух и ощущения!
4. Сон и обучение во сне!
5. Как правильно запоминать большие объемы информации?
6. Соединяем новую информацию с прошлым опытом!
6. Как научиться запоминать большой объем информации сразу?
7. Упражнение для улучшения памяти!
8. Программа для синхронизации полушарий мозга!

Запоминаем информацию зрительно!

Ученые выяснили, что несмотря на различие репрезентативной системы (как вы знаете, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков, определить свой тип вы можете ), мозг любого человека основную информацию воспринимает зрительно.

Причем зрение очень сильно влияет на все другие органы чувств и нередко искажает принятую ими информацию.

Был проведен эксперимент…

Любителям и ценителям вина было предложено распознать, что у них в бокале. А в бокале подавали белое вино, в которое добавили красный пищевой краситель.

Ни один участник эксперимента не сказал, что вино белое, так как на цвет оно было красное!!

Как использовать это знание, чтобы запомнить большие объемы информации?

Любой текст мозг не воспринимает информацию как некий поток, а лишь как картинку. Читая слово или фразу, мы подключаем воображение, чтобы уловить смысл. Иными словами мы переводим буквенный текст в зрительный.

Но это в разы снижает скорость и качество запоминания!

А вот если мы сразу видим перед глазами картинку, то ее смысл становится понятен без «перевода» и запоминается намного лучше!

Поэтому каждую новую мысль запоминаемого текста стоит связать со зрительным изображением. Это могут быть поясняющие картинки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.

Почему о видео стоит сказать отдельно?

Особенно хорошо зрительная информация воспринимается в движении. Статичная картинка гораздо менее эффективна, чем динамичный ролик. Поэтому если вы запоминаете новую информацию, включайте в процесс обучения тематические видео!

Подключаем слух и ощущения!

Даже если вы кинестетик или аудиал, то слух и ощущения все равно будут для вас дополнительными источниками усвоения информации. Но вот сбрасывать их со счетов явно не стоит даже ярким визуалам.

Чем больше каналов восприятия мы задействуем во время запоминания, тем лучше усваивается информация, и тем дольше она держится в нашей оперативной памяти.

Поэтому, запоминая текст, не поленитесь прочитать его вслух. Также используйте наглядные пособия, которые вы можете запомнить на ощупь.

Сон и обучение во сне!

Сам по себе сон, особенно перед экзаменом или другим важным событием, когда вам потребуется «обналичить» выученные знания, уже играет немаловажную роль. На этот предмет было протестировано несколько сотен студентов. Те студенты, которые в ночь перед экзаменом спокойно спали, показывали гораздо лучший результат, чем те, которые занимались ночной зубрежкой.

Поэтому, если вы хорошо выспитесь, то шансов вспомнить усвоенное у вас будет намного больше!

Также стоит особо отметить феномен обучения во сне.

Ученые установили, что человеческий мозг хорошо запоминает информацию в первые 60 минут после засыпания. Поэтому, запоминая информацию вслух, вы можете включить диктофон и записать ее, а потом включить воспроизведение при погружении в сон.

Как правильно запоминать большие объемы информации?

От того, как вы организуете свое обучение, также сильно зависит конечный результат.

Многие используют метод зубрежки и «чахнут» над знаниями до тех пор, пока не «выучат». Однако такой подход не является эффективным.

Гораздо легче и проще запомнить большой объем информации если:

  • делать перерывы между изучением каждого нового блока информации;
  • изучать новые блоки вперемешку;
  • составлять краткий конспект изученного;
  • повторить изученное через час, затем через 3 часа, а потом на следующий день.

Что значит изучать новые блоки вперемешку?

При изучении новой информации можно идти последовательно. Сначала выучить одно, затем второе, которое вытекает из первого, потом третье, тесно связанное со вторым. Казалось бы, такой подход должен быть правильным. Но нет.

Когда человек переключает внимание на новый аспект, не связанный с предыдущим, он воспринимает информацию гораздо лучше. Так, скажем, если вы изучаете английский язык, уделите 15 минут запоминанию новых слов, потом 5 минут отдохните и начните 15 минут слушать английскую речь, потом снова перерыв, и займитесь чтением. Опять перерыв, затем перевод текста. А через час повторите изученные слова. Результат вас удивит!

Отдельно стоит сказать пару слов о конспекте…

Не нужно записывать туда все подряд и превращать конспект в шпаргалку. Достаточно записать по одному слову каждой новой мысли, при этом слово должно отражать эту самую мысль. При таком подходе вам потребуется только взглянуть на записанное слово, чтобы вспомнить все, что с ним связано.

Соединяем новую информацию с прошлым опытом!

Это еще один немаловажный аспект! Новые знания должны занять в вашей памяти свой отдел, тогда вам будет легко «вытащить» их, когда потребуется.

Рассмотрим на примере…

У многих людей есть проблема с запоминанием новых имен или чисел. Чтобы устранить эту проблему, попробуйте при запоминании связать эту информацию с каким-то образом, который уже есть в вашей голове.

К примеру, нового сотрудника зовут Иван. Вы вспоминаете, что так звали героя русских народных сказок. Все! Это имя прочно впечатается в вашу память! Или, допустим, вам порекомендовали по какому-то вопросу связаться с Марьей Ивановной. Чтобы эту самую Марью Ивановну не забыть (ведь вы ее еще даже не видели), стоит просто припомнить, что так звали вашу первую учительницу… В общем, суть понятна.

То же и с цифрами!

Не нужно искать какую-то логику в своих рассуждениях, когда вы пытаетесь, например, запомнить пароль от новой банковской карты. Мысль может прийти такая: 18 — молодость, 70 — старость. Теперь пароль 1870 вы запомните на всю жизнь!

Вам нужно лишь подобрать свою ассоциацию!

А если, к примеру, вы изучаете какое-то новое дело или осваиваете новую способность?

Все, что вам необходимо, это проанализировать, какие аспекты и детали вам уже известны.

Допустим, вы хотите открыть бизнес по изготовлению шифера, а до этого занимались поставкой продуктов питания.

Что может быть общего?

Не так мало, как вы думаете. Для любого бизнеса потребуется составить бизнес-план, закупить необходимое оборудование, определить целевую аудиторию, продумать рекламную кампанию, решить вопрос с сотрудниками. И все это вы это уже умеете!! Вам останется только сосредоточиться на отличиях и вникнуть в процесс изготовления этого самого шифера.

Согласитесь, кажется гораздо легче, чем осваивать совершенно новый и незнакомый вид деятельности.

Как научиться запоминать большой объем информации сразу?

Помните в школе была такая форма, как пересказ? А ведь неслучайно!

Пересказывая полученную информацию кому-либо, мы тут же запоминаем ее, причем очень надолго. Поэтому, если есть «свободные уши», используйте их для пользы дела. При этом пересказывать лучше глядя в конспект, тогда даже большой объем информации уляжется в вашей памяти целиком и полностью.

Но если свободных ушей под рукой не оказалось, на помощь придет зеркало.

При этом постарайтесь объяснить все своему отражению как можно нагляднее — используя мимику и жестикуляцию.

Чем больше телесных движений вы задействуете в процессе пересказа, тем лучше усвоится информация. А в сам «час Х» (экзамен или другое подобное мероприятие), вы можете вспомнить свои гримасы и жесты, при этом сопутствующая информация, которую вы пытались объяснить своему отражению, всплывет в памяти сама собой.

Также, как говорилось выше, для наглядности в конспект стоит включать изображения.

Упражнение для улучшения памяти!

Это простое упражнение дает просто невероятный эффект!

Оно способствует расширению оперативной памяти мозга и легко позволяет запоминать большие объемы информации.

Некоторые школьники, которые раньше с трудом запоминали уроки, после регулярного выполнения этого упражнения многократно повысили свою успеваемость, стали умнее и избавились от проблем с учебой.

Взрослые уже после нескольких недель занятий отметили, что перестали забывать о важных вещах, стали легко запоминать большие объемы информации, легче переносить информационные нагрузки и стрессы!

Всего 5 минут в день помогут вам быстро запоминать большие объемы информации!

Это упражнение синхронизирует деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет запоминать больше, быстрее и лучше!

Что нужно делать?

1. Встать так, чтобы ноги располагались на ширине плеч.

2. Правой рукой нужно взяться за мочку левого уха, а левой рукой — за мочку правого.

3. На вдохе в таком положении рук выполнить приседание.

4. На выдохе в этом же положении рук встать.

Можно сделать несколько подходов, чтобы общее время приседаний составило 5 минут, или выполнить приседания сразу. Этого времени в день будет вполне достаточно.

Также благоприятно влияет на память йога для мозга (практика ), так как обеспечивает дополнительный приток крови к мозгу.

Программа для синхронизации полушарий мозга!

Для улучшения памяти и запоминания больших объемов информации также хорошо использовать специальную аудиопрограмму, которая синхронизирует деятельность полушарий мозга и увеличивает его «пропускную» способность принимать информацию. Кроме того, программа способствует саморазвитию личности в целом. Прослушивать ее желательно ежедневно в дневные часы.

Программа для синхронизации полушарий мозга

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Репрезентативная система - понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира (

Екатерина Васильева, Генеральный Директор компании «Авторская школа Васильевых», Москва; доктор педагогических наук

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как запоминать имена людей без труда
  • Какие приемы мнемотехники позволяют быстро выучить объемный научный текст или стихи
  • Как быстро запоминать иностранные слова, телефонные номера или символы
  • Что мешает нам запоминать информацию

Позволяют легко запоминать сложные имена людей, большие тексты, даты, числа, иностранные слова и др. Преимущество их в том, что Вам не придется прикладывать больших усилий, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно представить несколько предметов-образов, которые по цепочке сами актуализируют нужные Вам сведения. Расскажу, как научиться запоминать большое количество информации, используя приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Наш мозг мыслит образами. Когда человек в воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и другие. Наиболее важны для запоминания первые минуты - в это время желательно проговорить информацию вслух или про себя. Через час проговорить еще раз. В дальнейшем увеличивайте промежуток времени, через который нужно повторять информацию, всегда в три раза, то есть через три часа, через девять часов, через сутки и т. д. Если такая возможность отсутствует, повторите информацию трижды: сразу, через час и перед сном. К слову, преподаватели лингвистических вузов рекомендуют студентам освежать знания каждые полгода или год.

  • Личная эффективность. 20 лучших привычек на каждый день

Как запоминать имена людей

Для поддержания мотивации руководителю лучше всего обращаться к сотрудникам по именам. У каждого человека есть какая-то своя особенность. Надо постараться ее увидеть и привязать к ней фамилию, имя или отчество в виде некоего образа. Например, недавно на курсах училась девушка, которая никак не могла запомнить отчество начальницы - Степановна. Я посоветовала ей представить, что у нее на голове длинные ушки, как у Степашки из детской передачи «Спокойной ночи, малыши». На следующем занятии девушка рассказала, что этот образ помог ей прочно запомнить отчество своего руководителя.

Как запоминать большие тексты

Научно-популярные тексты (статьи). Их проще всего представлять в виде схем. Например, я преобразую информацию в трехуровневую иерархию «система - подсистема - надсистема». Поясню на примере: подсистема - детали автомобиля, система - автомобиль, надсистема - вид транспортного средства. После прочтения текста в голове остается 7-10 ключевых слов, разложенных по принципу «система - подсистема - надсистема». Их полезно представить в виде картинок, что помогает уяснить, как один термин связан с другим. По моим наблюдениям, две трети статьи или книги занимают детали (подсистема), оставшаяся треть распределяется межу системой и надсистемой. Таким образом, нужно приступать к чтению с того места, где начинается описание системы. Изучив его, можно вернуться к началу текста. Такой подход позволяет сэкономить время и лучше запоминать большие текты.

Художественные тексты (проза, стихи). В данном случае требуется воссоздать в голове каждое слово, поэтому составление схем не поможет. Нужно представить образы в виде некой последовательности, например: место, герой, ситуация. Позитивные отождествляйте с собой, а негативные с другим человеком. Фактически Вам нужно параллельно с чтением «снимать» в голове фильм, фиксируя эмоции, звуки и пр. Например, Вы читаете такой текст: «Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова. Большинство из них вулканического происхождения. Тут есть песчаные пляжи, окаймленные пальмовыми рощами, укромные бухты...» Читая первое предложение, представьте, что Вы в самолете и видите за бортом острова. Потом самолет спускается ниже, и Вы видите отели. Затем Вы идете по пляжу, ноги утопают в песке, Вы любуетесь пейзажем. То есть Ваше перемещение по местам (самолет, пляж и т. п.) - ключ к запоминанию. Достаточно вспомнить ключ, и текст всплывет из памяти.

Подготовка к докладу. Начинать готовиться к презентациям и публичным отчетам следует за два-три дня перед выступлением. В первый день мозг будет обрабатывать весь материал, полученный после просмотра текста. И только на второй день, когда проснетесь, Вы сможете извлечь из памяти нужную информацию в структурированном и сжатом виде. Это и имели в виду наши предки, когда говорили, что «утро вечера мудренее». Первое, что нужно сделать, начиная запоминать текст доклада, - сформулировать тему и основные тезисы. Затем представьте главные мысли в виде схем и образов (можно их зарисовать). Далее, двигаясь от общего к частному, переходите к запоминанию более мелких деталей: дополнительных фактов, чисел, терминов, сумм.

  • Как преодолеть стресс и неудачи и начать жить так, как хочется

Как запоминать иностранные слова и другие данные

Как запоминать иностранные слова

Слово narrow в переводе с английского означает «узкий». Можно представить узкую дорогу или узкие брюки. Созвучное ему русское слово «НЕРвный». Можно выстроить общую ассоциацию, например, мысленно нарисовать картинку: человек едет по узкой дороге и нервничает, потому что это опасно или потому что у него проблемы с машиной. Важно не только представить ситуацию ярко и эмоционально, но и несколько раз проговорить вслух или про себя запоминаемое слово narrow. Я рекомендую использовать для запоминания образы из реальной жизни.

Как запомнить символы и буквы

Предположим, Вы хотите запомнить английский алфавит. Английская буква «А» и русская «А» одинаковы по написанию, но отличаются по звучанию. Чтобы запомнить первую, нужно подобрать другую ассоциацию, например по форме. Английская «А» похожа на циркуль или на крышу и произносится как «эй», что созвучно со словами «лей» или «лейка». Теперь представьте, что Вы на даче поливаете из лейки («лэй») крышу («А»). Таким способом можно запоминать иероглифы, символы.

Как научиться запоминать цифровые последовательности

Используйте численно-буквенный код. Например, в соответствие цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ставятся первые буквы слов, которые их означают: «н» (ноль), «т» (три), «ч» (четыре), «п» (пять) и т. д. Исключения: «к» («кол» - похож на единицу) и «л» («лебедь» - похож на двойку).

Если Вам нужно запомнить число 739 812, проделайте следующее.

Разбейте число на пары цифр: 73, 98 и 12.

Перекодируйте цифры в слова: первая согласная в слове - первая цифра двузначного числа, а вторая согласная - вторая цифра. Например, паре чисел 7 и 3 соответствуют буквы «с» и «т»; можно использовать слова «соты», «сито», «сто рублей». Пара 9 и 8 - это «д» и «в» (слова «дверь» или «девушка»). Пара 1 и 2 - это буквы «к» и «л», подойдут слова «клей» или «колье».

Из слов-образов, обозначающих пары цифр, составьте историю, например такую: «Сеть (73) зацепилась за дверь (98), и из нее выпало колье (12)». Важно представить себе эту смешную ситуацию и одновременно произнести число 739 812 несколько раз вслух или про себя. Необходимо усвоить, что нельзя произносить то, что Вы представляете.

Приемы мнемотехники в стрессовых ситуациях

Во время нервного напряжения память работает намного хуже. Когда Вы напряжены, в голове не возникает никаких картинок-образов. То есть в условиях стресса и ограниченного времени приемы мнемотехники оказывается бесполезной. Например, работа в формате открытого офиса, когда вокруг много людей и шумно, сильно ограничивает возможности для запоминания.

Есть старый прием - вернуться на то место, где Вы о чем-то думали, чтобы вспомнить, о чем именно. Прием широко используется в мнемотехнике: оставляйте для себя какой-нибудь символ или знак, который бы ассоциировался с делом. Это может быть клавиша на компьютере, галочка в ежедневнике, крестик ручкой на руке. К слову, мнемотехника - это антистресс. Вместо того чтобы расслабиться или принять лекарство, лучше мысленно воспроизвести читаемый Вами текст или представить и запомнить числа, совместив приятное с полезным.

  • Как стать лидером: уроки лидерства в жизни и в бизнесе

Что помогает и мешает эффективному запоминанию

Злейшими врагами памяти являются наркотики, сигареты, нервное истощение, высокая температура и непроветриваемое помещение.

Физическое утомление, наоборот, хорошо воздействует на память: мозг начинает лучше работать за счет того, что снимается напряжение с тела и кровь быстрее циркулирует в организме. Поэтому, если Ваша работа связана с умственной деятельностью, занимайтесь спортом. Сколько времени у Вас уходит на интеллектуальную работу, столько же надо потратить на физические упражнения. Это обязательное условие для поддержания себя в высоком эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Если, работая, Вы чувствуете напряжение, лучше выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом.

Чтобы процесс запоминания происходил легче, важно развивать свое воображение. Читайте, путешествуйте, испытывайте больше позитивных эмоций, занимайтесь духовными практиками - все это тренирует образную память. Периодически принимайте витамины, пейте больше воды, чаще находитесь на свежем воздухе.

Тренировка памяти и внимания: 10 очень эффективных упражнений

Упражнение 1. Посчитать буквы. Возьмите газету или журнал, выберите три-четыре абзаца из любой статьи. По ходу чтения считайте буквы «а». Прочитайте еще раз, подсчитайте буквы «в». Просмотрите статью вновь и зафиксируйте число слов. Результат запишите. Упражняйтесь с текстом, пока число подсчитанных букв не будет совпадать при пересчете.

Упражнение 2. Вспомнить вчерашний день. В деталях вспомните, что было вчера (или недавно увиденный фильм, или летний отдых). Главное в упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно долго, не менее пяти минут, не допуская перескакивания мысли на другие темы. Затем попробуйте вспомнить в обратной последовательности.

Упражнение 3. Рисовать в воображении. Мысленно рисуйте буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с представлением какого-то образа. Нужно именно рисовать, так же как карандашом на бумаге. Постарайтесь рисовать крупнее. Почувствуйте движение руки, которая должна оставаться неподвижной.

Упражнение 4. Манипулировать образами. Представьте стакан и ря дом коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с ними разнообразные мысленные манипуляции: положите коробок в стакан, поставьте стакан на коробок, коробок - на перевернутый стакан и т. д. Манипулируйте другими двумя, тремя, четырьмя предметами.

Упражнение 5. Трансформировать предмет. Представьте предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия, то есть чашка в любом случае должна оставаться чашкой.

Упражнение 6. Вращать предметы. Представьте предмет и начните его вращать, рассматривая со всех сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы предмет крутился сам, а Вы бы только наблюдали.

Упражнение 7. Планировать день. Утром спросите себя, что предстоит сделать в первую, вторую и третью очередь. Представьте страницу ежедневника и мысленно заполните ее.

Упражнение 8. «Фотографировать задачи». Разбейте рабочий день на четыре части. «Фотографируйте» ситуации, к которым предстоит вернуться завтра (мысленно поместите их в фоторамку и удерживайте образ 3-5 секунд). Вместо ситуации можно «снять» лицо коллеги. По завершении очередной части рабочего дня вспоминайте «сфотографированную» ситуацию (лицо). В конце дня вспомните все ситуации и лица. Повторите это на другой день, и Вы не упустите важные задачи.

Упражнение 9. «Включать» приятные состояния. Мысленно воссоздайте позитивное состояние: успокоение, вдохновение, радость. Проанализируйте его мышечные компоненты: ощущение расслабленных мышц лица, шеи и груди, легкий тонус мышц живота. Воссоздайте также положение тела и ритм дыхания. Зафиксируйте весь комплекс этих ощущений. Впоследствии вновь войти в запомненное таким образом состояние будет гораздо проще.

Упражнение 10. Нарушать порядок. На рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило Вас обратить на них внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое Вы должны совершить в скором будущем.

Справка

Екатерина Васильева окончила Кубанский государственный университет по специальности «преподаватель физики». Обладатель 30 авторских свидетельств, автор 50 курсов (по развитию памяти, быстрому изучению иностранных языков, скорочтению), а также 20 книг, включая шесть бестселллеров. Владелец трех патентов РФ на изобретения: «Способ формирования навыка запоминания слов», «Алгоритм мышления на иностранных языках» и «Алгоритм абзаца» (формирование навыка быстрого чтения и запоминания).


Умение быстро запоминать информацию – это не только залог успешной учебы. Оно пригодится в жизни всегда: информации сейчас огромное количество, и справиться с ней без хорошей памяти довольно трудно. Но мы сможем.

Развиваем все виды памяти

Мозг – тоже орган и тоже нуждается в тренировке. Как научиться быстро запоминать информацию, если у вас плохо развита зрительная или слуховая память. Повторяйте вслух, делите информацию по пунктам и складывайте в памяти вместе. Можете записывать на диктофон и прослушивать во время сна. Тоже поможет.

Еще один хороший способ запомнить и выучить что-либо: переложить его на стихи. Стихи же можно запоминать, положив их на мотив песни и напевать вслух.

Как быстро запоминать информацию при помощи зрительной памяти? Визуализировать все, что вы слышите. Это первое. Второе – зарисовывайте всю информацию в виде картинок или схем. Так запомнить будет намного проще. Также можно использовать яркие образы. Например, при изучении законов можно представлять себя депутатом, который эти законы принимает.

Можете выделять различные темы разными цветами. При подготовке к экзамену по истории красным выделяем все, что касается Петра первого, синим - все, что касается Александра III и т.д. А теперь все по каждому цвету посмотрите отдельно и переписывайте эти пункты, пока они не отложатся в вашей памяти.

Связывайте информацию с предметами искусства. Если есть возможность, связывайте дату или факт с фильмом, книгой, музыкальным произведением или шедевром изобразительного искусства. Например, если вы хорошо знаете историю кино, можете исторические даты связывать с годами выхода того или иного фильма и т.д. Так подсознание само откроет шлюзы для эффективного запоминания.

Повторяйте нужную информацию перед сном. И после него тоже. Синтез информации очень активно происходит во время сна и этим нужно пользоваться. Утром останется только повторить. Главное – спать достаточно.

Используем мнемотехники. Это и поиск рифм к информации,и зацепки, например, замены цифр на предметы, похожие на эти цифры, и более сложные техники.

Вникайте во все прочитанное и услышанное. Постарайтесь понять и разобрать для себя все по косточкам. Можете составить свое мнение об информации. Задействуйте логику, а также ассоциации. Они обязательно останутся в вашей памяти.

Готовимся к экзамену

У большинства людей однажды возникает вопрос, как быстро запомнить информацию в большом количестве перед экзаменом. Вот несколько советов разной степени толковости:

  • Двигайтесь ! Во время изучения билетов, стихов или тем по английскому (истории) не зубрите их сидя, а активно передвигайтесь по комнатам, наворачивайте круги. Движение все-таки активизирует мозг и увеличивает вашу способность запоминать. Не менее эффективно будет и менять обстановку. Если вы готовитесь сразу к двум экзаменам, лучше учить билеты и темы в разных комнатах. Так они точно не перемешаются и отложатся на разных «полочках» в памяти. И еще один важнейший момент. Любые аэробные упражнения помогут запомнить все, что угодно быстрее, ведь они и память улучшают, и кровообращение в мозге. Так что, перед тем, как засесть за билеты, займитесь фитнесом или потанцуйте.
  • Спите и отвлекайтесь . Даже если информации предельно много, не нужно учить все поздно ночью. К тому же, нужно периодически давать разгрузку мозгу. Отвлекайтесь сознательно, например, минут на 30, чтобы позвонить подругам или поглазеть мультфильм. В противном случае, отвлекаться вы будете все время и ничего не выучите. Кстати, отвлекаться можно и на запись всех своих грустных мыслей и всего негатива, который свалился на вас за последнее время.

    Не самый радостный способ, но работает. Суть в том, что всю плохую информацию мы запоминаем куда качественнее и быстрее. Поэтому информацию, которая в наш мозг поступит после вот таких вот излияний души, мозг будет автоматически воспринимать, как негативную, соответственно, запоминать будет легко и «с удовольствием».

  • Побольше экспрессии. И артистизма тоже. Изучая языки и не только, вкладывайте во всю информацию эмоции. Изображайте все, что стараетесь запомнить, движениями или жестами. Разыгрывайте мини-спектакли и сценки, если выучить нужно слишком много. Кроме того, запоминать все будет гораздо проще, если вы будете кричать. Выкрикивайте иностранные слова, стихи, которые учите, ваш доклад. Кстати, орать на весь дом совсем не нужно. Просто произносите все внятно и громко. Так тоже улучшится запоминаемость.
  • Занимайтесь на природе. Тут все просто. Свежий воздух тоже гонит кровь к мозгу, а значит, все запоминается легче. Так что, готовимся к самому экстремальному экзамену на даче. Если дачи нет, можете просто рассматривать фото с природой по четверти часа перед стартом подготовки к экзамену.
  • Бросайтесь словами . Точнее, буквами. Делаем это так. Текст, который нужно выучить, переписываем, но только без первых букв в начале каждого слова. Учим, одновременно стараясь эти слова вспоминать. Сначала, правда, придется подсматривать в оригинал регулярно, но потом вам будет достаточно взглянуть разок на порезанный вариант текста, и вы все вспомните сразу же.
  • Структурируйте . Если печатать или писать вам лень, все, что нужно запомнить, можно зарисовать как схему. Самое важное – перед этим прочесть информацию и досконально в нее вникнуть. Когда у вас перед глазами будут своеобразные «флажки», запомнить все будет легче.
  • Чтобы запомнить внушительный текст, можете попробовать его поделить на части. Но не логические, а просто по десятку строф. Не нужно их учить наизусть без осмысливания. Вникните, а потом составьте план-схему этого текста. После можете прочесть текст через два часа снова.
Способов запоминать любую информацию много, но главное – верить в возможности своей памяти. Если вы этот инструмент мышления недооцениваете, он не будет работать на полную. И еще: вместо глупой зубрежки лучше потратить время на осмысливание всего объема информации, который вам предстоит выучить. Поверьте, это продуктивнее, да и эффективнее. Не позволяйте засохнуть своему интеллекту.

Не только школьники и студенты сталкиваются с проблемой необходимости запоминания большого объема текстов, а и люди различных профессий: юристы, доктора, актеры и т. п. Однако большинство людей привыкли запоминать тексты с помощью обыкновенной зубрежки и бесконечного повторения текстового материала, который вылетает из головы на следующий день. Мы же подскажем, как быстро выучить текст, но при этом осмысленно и надолго.

Как актеры запоминают текст

Если вам нужно узнать, как быстро выучить текст наизусть, стоит воспользоваться опытом актеров, которым приходится практически дословно заучивать сценарии к фильмам и театральным выступлениям. У каждого из них есть свои способы запоминания информации, которые помогают им справиться с этой задачей, поэтому психологи получили обобщенные результаты исследований по этому вопросу и выяснили, что помогает актерам выучить текст достаточно быстро и эффективно.

Деление на фрагменты

Первое, что должен сделать любой, кто хочет быстро выучить текст, это прочитать материал один раз целиком, а затем поделить его на части. При этом важно, чтобы они имели законченную мысль и были удобными для запоминания. Эффективнее всего будет деление каждого абзаца на предложения.

Группировка текста

После того как вы поделили текст на части и выучили первое предложение, начинайте группировать материал. Выучите первое и второе предложения. Справившись с этим, заучивайте первое, второе и третье. Продолжайте объединять предложения, пока не выучите первый блок - это может быть вступление или первое появление на сцене, и т. д. Потом проделайте подобное объединение еще раз, складывая вместе еще более крупные фрагменты, например, первый и второй абзацы.

Продолжайте группировку с укрупнением частей до тех пор, пока не будет выучен весь текст.

Проверка качества

Каждый этап запоминания материала должен сопровождаться проверкой текста без подглядывания. Это позволяет выделить те фрагменты, работа с которыми вызывает трудности, чтобы потом сосредоточиться в большей степени на них. Кроме того, этот этап поможет вам закрепить в памяти изученное.

Погружение в контекст

Если у вас есть возможность учить текст именно в той обстановке, где будет происходить выступление, то обязательно ею воспользуйтесь. Так, например, вы сможете связать части произносимого вами текста с движениями, совершаемыми на сцене вами или вашими партнерами, взаимодействием с реквизитом и декорациями, что облегчит задачу быстро выучить текст.

Автоматическая память

Хотя основной целью является осознанное запоминание материала, можно воспользоваться и другим механизмом нашей памяти, позволяющим автоматически воспроизводить заученный текст. Таким образом, например, некоторые люди заучивают молитвы или тексты, которые приходится часто повторять по долгу службы, например, речь стюардессы. Хотя это исполнение не всегда прочувствованное и эмоциональное, оно позволяет хорошо помнить материал даже в стрессовых ситуациях.

Делу - время

Очень большую роль в запоминании играет время, потраченное не только на изучение, но и на отдых. Многие люди не могут эффективно фокусироваться на материале больше сорока минут, поэтому не дожидайтесь усталости и не принуждайте себя быстро выучить текст за один присест. Сделайте перерыв, прогуляйтесь или смените вид деятельности на некоторое время.

Не забывайте и про регулярный полноценный 7-8-часовой сон. Хоть запоминание и воспроизведение информации происходит во время бодрствования, ее обработка продолжается даже во сне. А вот недостаток сна приводит к стрессу, а также к ухудшению памяти и работоспособности.

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст - всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

  • Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль. Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов. Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

  • Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.
  • Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

  • Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Как выучить текст максимально быстро и эффективно

Если нужно выучить текст как можно быстрее и не обязательно дословно, то вам поможет этот метод.

  1. Разбейте материал на осмысленные фразы или предложения. Определите основной смысл каждого фрагмента.
  2. Теперь охарактеризуйте каждый из фрагментов небольшой фразой, если получается, то и одним словом, с которым у вас ассоциируется каждый конкретный блок. Главное - создать запоминающийся образ.
  3. Последний этап - запомнить последовательность образов, которые позволят вам шаг за шагом вспомнить содержимое текста.

Пример метода недословного запоминания

Рассмотрим, как работает этот метод на примере данного отрывка:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом, имеют достаточно широкие знания, но не всегда хорошо могут оценить ситуацию. У нас много экспертов, но проблем еще больше, медицина одна из самых лучших, но и здоровьем похвастаться большинство не может.

Теперь разделим этот отрывок на фрагменты-фразы и подберем к каждому свой яркий образ:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом (Пациент психбольницы держит красный диплом ). У нас много экспертов, но насущных проблем еще больше (Человек в деловом костюме держит отвертку ). Медицина одна из самых лучших, но и здоровьем большинство похвастаться не может (Врач в халате лежит с гипсом ).


В результате не нужно запоминать весь текст сразу, а запомнить только следующие образы, с ним связанные:

  • Психически больной с красным дипломом.
  • Деловой человек с отверткой.
  • Врач в гипсе.

Чтобы запомнить последовательность образов, объедините их, придумав свою историю, в которой первый образ будет взаимодействовать со вторым, второй с третьим и т. д. Наш пример был небольшим и ознакомительным, поэтому для большого текстового объема вам понадобится и большее количество образов. На все это у вас уйдет меньше времени, чем на то, чтобы учить сам текст, а главное - благодаря ярким образам он останется в памяти надолго.

А если вас интересует, как развивать память и учить стихи наизусть , то с одной интересной методикой вы сможете познакомиться в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.