Есть такая фраза - все мы родом из детства. Вот и актёры, которых мы полюбили ещё будучи детьми, которые играли для нас в сказках и детских фильмах, остаются для нас любимыми на всю жизнь. Одним из таких актёров для меня является Николай Караченцов. После роли Ури из "Приключений Электроника" он стал для меня одним из самых узнаваемых и любимых актёров


Со временем я узнал и другие роли Николая Петровича. Я его уже знал не только как Ури или короля Жан-Жана Заморского. Теперь он для меня был Бусыгин из "Старшего сына" и Резанов из "Юноны и Авось", Билли Кинг из "Человек с бульвара Капуцинов" и Муханов из "Криминального квартета", Родион из "Чокнутых" и Де Муи из "Королева Марго". Актёр был и остаётся одним из самых любимых

"Себя, пожалуй, надо Коле
Показывать в актерской школе
И длить урок как можно дольше:
Умеет все. И даже больше"
© А. Иванов

Сегодня, в день его рождения, давайте пожелаем ему сил и здоровья и вспомним самые яркие из его ролей

"Старший сын"

Замечательный дуэт молодых Караченцова и Боярского. Бусыгин и Сильва. И Сарафанов в исполнении Евгения Павловича Леонова. Один из самых любимых фильмов по великолепной пьесе Александра Вампилова

"Собака на сене"

Маркиз Рикардо. "Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана Я опьянён, я опьянён"

"Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись"

Небольшая, но по мне заметная роль бедняги Джефферсона Хоупа. Жаль только, что роль была сильно урезана сценаристами. По книге она была куда больше

"Приключения Электроника"

Ури! Ури! Узнай, где у него кнопка!
- Мне она уже снится!..

"Белые Росы"

Балагур Вася. Рубаха парень, свой в доску. Тем и близок. «Обломал немало веток, наломал немало дров»

"Юнона и Авось"

Граф Николай Петрович Резанов. Больше 20 лет артист неизменно играл его в лучшем спектакле Ленкома. И наверное играл бы ещё, если бы не авария. Ничего не хочу сказать плохого про Певцова и Ракова, но они не Карченцев. Такого Резанова уже не будет

"Моонзунд"

Александр Карлович фон Кнюпфер. Одна из самых успешных экранизаций Пикуля. А ещё говорят, что в перестройку хорошего кино не снимали. Снимали, вот только не все эти фильмы видели

"Человек с бульвара Капуцинов"

Билли Кинг. Ох как же мне было жалко Билли, в конце фильма. Именно поэтому я не люблю мистера Фёста. Таких друзей бросать нельзя

"Криминальный квартет"

Марат Муханов. Муха. По моему эту роль Николай Петрович делал под Бельмондо, которого не раз блестяще дублировал

"Светлая личность"

Егор Филюрин. Блестящая сатира Ильфа и Петрова, актуальная и в наши дни

"Ловушка для одинокого мужчины"

Даниэль Корбан. Хоть фильм и снят в эпоху "кооперативного кино", он выше на голову фильмов этого жанра.

"Чокнутые"

Родион Кирюхин. Всегда поражало, как Суриковой удавалась в своих фильмах собрать такой звёздный состав. Что ни фильм - просто калейдоскоп лучших советских актёров тех лет

"Петербургские тайны"

Отставной поручик Ковров. Один из немногих отечественных сериалов, за который не стыдно.

"Королева Марго"

Де Муи. Непонятно, зачем сценаристы из бесстрашного воина, верного своим убеждениям сделали звездочета

"Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского"

Роман Дубровский. Воспринимал этот сериал, как продолжение "Криминального квартета". Есть что-то общее у Дубровского и Муханова

Утром 26 октября - за день до своего 74-летия. Рядом с ним была любимая супруга Людмила. Разлучить их не смогли ни романы на стороне, ни страшная авария.

С первой и единственной женой познакомился в театре

Николай Караченцов женился в 31 год - раз и навсегда. С актрисой Людмилой Поргиной он познакомился в театре "Ленком" в 1973-м году. Он уже шесть лет был в составе труппы, а ее только собирались вводить в первый спектакль.

Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной. Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле, - вспоминал Караченцов. - Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: "Если он станет моим мужем - жизнь потеряна!" Кто бы мог подумать, что всё окажется как раз наоборот!

На тот момент Поргина была второй раз замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но развелась ради того, чтобы быть вместе с Караченцовым. Актер долго не делал предложение своей возлюбленной, тогда как ей хотелось определенности. Поргина позвонила Караченцову и сообщила, что есть два молодых человека, которые позвали ее замуж: "Если у тебя есть ко мне предложения - я слушаю". Караченцов долго не раздумывал и позвал Людмилу под венец. Они поженились в 1975 году, а спустя три года родился единственный сын Андрей.

После той страшной аварии в 2005 году у супругов началась новая жизнь, которая проходила в больницах и реабилитационных центрах.

Коля до сих пор считает себя моим защитником, - рассказывала Поргина спустя 9 лет после аварии. - И я спрашиваю у него совета, как спрашивала всегда. Он все прекрасно понимает и очень точно оценивает. Колин внешний вид, парез лицевых мышц, невнятная речь не соответствуют его интеллектуальному и эмоциональному состоянию.

Николай Петрович ласково называл супругу девонькой, даже спустя 43 года совместной жизни.

Как только Караченцов немного оправился после аварии, Поргина начала водить его на премьеры в театр и на разные светские мероприятия. Друзьям актера это очень не нравилось. Но сам Караченцов говорил, что ему это нужно - чтобы чувствовать себя живым.

Роман с Ольгой Кабо

Караченцов и Кабо вместе снимались в фильмах "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989) и "Чокнутые" (1991). В киношной тусовке говорили, что у актеров был страстный роман, несмотря на 23-летнюю разницу в возрасте.

У всех свои слабости. Кто-то тянется к выпивке, а Коля гулял налево. Да, Караченцов любил девочек. Вроде с Ольгой Кабо у них что-то было, но роман длился недолго, расстались они мирно, - рассказывал друг актера, каскадер Сергей Микульский.

Супруга актера об этих слухах знала, но относилась к ним спокойно. Причем факт измены со стороны Караченцова Поргина никогда не подтверждала.

Они вместе снимались в трех картинах и играли на сцене. Я допускаю, что Оля и вправду была увлечена моим мужем. А какая женщина могла перед ним устоять? Певец, танцор, балагур, галантный рыцарь! Колю нельзя было не любить, - рассказывала супруга актера. - Однажды, в свой день рождения, Кабо пригласила Колю в гости, одного, без меня. Он сказал, куда идет. Пожелав Колясику приятного вечера, я отправилась с друзьями в ресторан. Не прошло и пары часов, как "неверный муж" начал звонить по телефону и звать меня домой. Он не мог без своей девоньки.

Сама же Кабо признавалась, что благодаря Караченцову она тоже запела. Когда они вместе работали в кино, то актер постоянно что-то напевал, и это вдохновило Ольгу. В дуэте они записали песни "Улица Случайная", "Сценарист" и "Другие слова".

Фанатка Караченцова покончила с собой из-за неразделенной любви

Во второй половине 70-х Караченцов стал одним из самых популярных и востребованных киноактеров. Всесоюзную популярность ему принесла картина "Собака на сене". Появились сотни фанаток, которые поджидали актера в театре и возле подъезда. С одной из них связана трагическая история.

Это очень печальный, просто трагический случай. Девушка безумно влюбилась в меня, что называется, фанатичной любовью, и потеряла над собой контроль. Она пыталась устроиться костюмером в театр, где я работал, но администрация догадалась о её тайных намерениях и не взяла её, - рассказывал Караченцов.

Из-за неразделенной любви девушка покончила с собой. А обо всём произошедшем Караченцову рассказала ее мать.

Многие фанатки заявляли о своих романах с актером. Последний случай произошел в марте 2018 года. Бывшая балерина Елена Дмитриева заявила, что у них с Караченцовым был роман на протяжении 20 лет - вплоть до автокатастрофы.

Он терпеть не мог семейных дрязг, скандалов. Если бы я была понастойчивее, понаглее, тянула бы его из семьи... А мне было некогда, занималась любимой профессией, - рассказывала Дмитриева.

Поргина отнеслась к заявлению спокойно. Сказала, мол, знать не знает кто это такая. А когда спросила о ней у самого Караченцова, тот тот покрутил пальцем у виска, так как говорить не мог.

В материале использованы отрывки из интервью изданиям Popularperson.info, "7 Дней", "Собеседник", "Вечерняя Москва".

В кино ее привел случай. Света Савелова жила в Севастополе и работала продавщицей в продуктовом магазине. Однажды за покупками в этот магазин зашел режиссер Яков Сегель. Он как раз искал актрису на роль медсестры Тани Булатовой в фильм «Прощайте, голуби!»

Кого он только не приглашал на пробы! Приходили студентки театральных вузов, приводили к нему и девушек по знакомству. Он даже подавал объявление в газету о поиске. Но ни одна из них не казалась Сегелю подходящей. И тут, глянув на Свету, стоящую за прилавком, он понял: вот та девушка, которую долго искал. А ей и в голову не приходило, что она когда-нибудь станет артисткой. Светлана Савелова собиралась поступать в медицинский институт. И тут она почувствовала себя Золушкой из сказки.

Фильм «Прощайте, голуби!» прошел с успехом не только в СССР, но и за границей, получил премии фестивалей в Швейцарии, Чехословакии, Австралии. Конечно же планы Светланы на будущее изменились. Она поступила в Щукинское театральное училище. А после его окончания ее пригласили в Театр имени Вахтангова, а потом – в Театр имени Ленинского комсомола.

Молодую, красивую актрису часто звали сниматься и в кино. Она снялась в комедиях «Зеленый огонек», «Последний жулик», в мелодраме «День солнца и дождя». А в 1968 году ей досталась главная роль в комедии «Семь стариков и одна девушка». И опять успех! А потом была картина «По Руси». Но она оказалась провальной, а на актеров, снимавшихся в ней, легла тень...

Впрочем, у Савеловой оставался еще театр. Ее способности оценил Марк Захаров. Он доверял ей большие роли. Добрая, заботливая, нежная – она нравилась мужчинам. Но ей почему-то не везло в жизни.

Студенткой она вышла замуж за режиссера Геннадия Байсака. Но вскоре брак распался. Потом она увлеклась Александром Збруевым. Это был бурный роман. Но ему Светлана предпочла другого. Она влюбилась без памяти в Николая Караченцова. Многие думали, что дело идет к свадьбе. Но оказалось – не судьба. Караченцов встретил Людмилу Поргину, будущую жену. Для Савеловой это стало тяжелым ударом. Ей казалось, жизнь кончена и ей никогда не стать счастливой...

Светлана стала пропускать репетиции в театре, выпивать. Захаров пытался встряхнуть ее, но у него ничего не получалось. Артистка ушла с головой в страдания. Пришлось забрать у нее роли, а потом ее перестали выпускать на сцену даже в массовке.

Савелова все чаще и чаще прикладывалась к бутылке. Нашелся у нее и друг по несчастью – актер Сергей Милованов. Красивый, талантливый, он прекрасно пел песни Булата Окуджавы, Александра Галича. Но губило его пристрастие к спиртному. Вместе они катились по наклонной.

В какой-то момент Савелова опомнилась. Ушла от него. Но все же не смогла отказаться от алкоголя. Она опять вышла замуж – за пьющего милиционера.

Однажды, возвращаясь с очередной гулянки у друзей, артистка и ее супруг попали в автокатастрофу. Врачам удалось выходить Светлану. Но на ее лице остался навсегда уродливый шрам. Она очень переживала, что ее лицо изуродовано, прятала шрам под локоном волос. И еще больше уединилась, замкнулась в себе.

В театр она приезжала только в день зарплаты. Ее держали в штате из жалости. Из-за крайней нужды она продала свою квартиру в центре и купила убогое жилье на окраине. А в январе 1999 года она за деньгами не пришла. Сотрудники театра забеспокоились на третий день. Дверь квартиры пришлось взламывать. Ее бездыханное тело обнаружили лежащим на полу. Разбираться, от чего она умерла, не стали. Требовать проведения экспертизы было некому – у Савеловой не оказалось ни близких друзей, ни родственников.

Похоронили артистку на Николо-Архангельском кладбище. На прощание пришли только служащие театра, а платье на покойницу надели из реквизита – у нее дома не нашлось никакой приличной одежды.

Со временем желающих проведать Николая Караченцова стало очень много. Врачи ограничивали их доступ к Коле, боялись, что радость может стать для него смертельно опасной. Жизнь его еще висела на волоске. После трепанации черепа Коля полгода жил с «дыркой» в голове. Пока в ноябре ему не сделали третью операцию и не поставили специальную пластинку, один из участков мозга прикрывала только тонкая кожица, под которой пульсировала кровь.

Одной из первых после аварии ко мне примчалась Инна Чурикова. Мы дружим семьями уже тридцать с лишним лет. Как только Колю перевели в палату, Инна пришла в «Склиф». Увидев любимую партнершу, Колясик заплакал. Другие звезды «Ленкома» у нас не появлялись.

В самом начале нашей больничной эпопеи мне позвонил Олег Янковский:

Люд, я могу приехать?

Конечно, - сказала я, - но лучше попозже, когда Коля окрепнет.

Первое время я щадила Колиных друзей, боялась, что им будет тяжело видеть его немощным и больным. Даже для Максима Дунаевского, нашего очень близкого друга, встреча с «новым» Караченцовым стала потрясением. Макс приезжал в Центр нейрореабилитации. Смеялся, шутил. Мы не заметили, что он растерян. А потом с ним случилась истерика.

Дунаевский ушел, но часа через три, выходя из здания, я с удивлением увидела, что Максим сидит в машине, весь в слезах:

Что случилось?

Не могу ехать. Мне нехорошо.

Максим, это тот же Коля, - сказала я тогда, - с той же душой, теми же эмоциями, что и раньше. И тебя он любит по-прежнему. Представь, что у твоего друга обгорело лицо. Ты разговариваешь с ним и не узнаешь. Но это тот же человек!

Макс все понял и успокоился.

Янковский больше не звонил. Когда Коле понадобилось очень дорогое лекарство, наши общие друзья-артисты предложили Олегу сыграть благотворительный спектакль, чтобы собрать для Коли деньги.

«А как мы это оформим?» - спросил он.

Все удивились. Это ведь обычная практика. Если заболевает артист, коллеги устраивают благотворительные вечера и спектакли, чтобы ему помочь.

Саша Збруев и Саша Абдулов не приходили и не звонили. Я не держала на них зла. Когда-то мы все были одной семьей, вместе отдыхали, устраивали капустники, жарили шашлыки. С годами отношения усложнились, в них все чаще стали проявляться соперничество, ревность, затаенная боль. Коля очень любил Сашу Абдулова и тяжело переживал его смерть, рыдал, рвался на похороны. Я не отпустила, боялась, что на кладбище ему станет плохо.

В июне мой муж вернулся домой. Когда мы с медбратом посадили его на диван в кабинете, Коля затрясся и закрыл руками лицо. Так потрясло его возвращение домой. Чтобы радость не убила его, нам пришлось сделать Коле укол.

Теперь мы целыми днями пропадали в Центре патологии речи и нейрореабилитации академика Шкловского. А ночевали дома. Врачей сразу предупредили: в стационаре лежать не будем. После трех месяцев в «Склифе» Коля слышать не хотел о больнице: «Опять?! Ненавижу!».

Мне приходилось его уговаривать, чтобы он сел в машину и поехал в Центр. Я объясняла, что дома мы не сможем заниматься с логопедом, делать гимнастику и массаж, принимать огромное количество специальных лекарств. И Коля сдался. Пару раз он, как мальчишка, пытался удрать с занятий. А потом потихоньку втянулся. Понял, что это его работа.

Первого августа 2005 года, в день тридцатилетия нашей свадьбы, мы обвенчались в церкви Симеона Столпника на Новом Арбате. Я исполнила обет, данный Господу в самую страшную ночь моей жизни. И Коля теперь сам настаивал на венчании как на самом важном событии своей жизни.

После выхода из комы муж обратился к вере. Однажды мы тащили его под руки по отделению. Ноги у Коли еще не ходили, и правая рука висела как плеть, потому что была сломана ключица. Ее вправили только в ноябре. И вот я вижу, что этой «плетью» Коля пытается на что-то показать. Поворачиваюсь по направлению его взгляда. На стене висит объявление о том, что на территории Института скорой помощи открылся храм. Можно пойти на исповедь, причаститься и пригласить к себе священника. И тут же - фото храма. С тех пор, проходя мимо, Коля стал креститься. И сейчас он крестится очень часто. В своих мыслях он постоянно разговаривает с Богом. Просит о здоровье, благодарит за спасение.

Стоя под венцом, я вспоминала нашу с Колей свадьбу. Она была скромной. Мама сказала: «Будем гулять дома. На ресторан у нас с папой денег больше нет. Еще с прошлой свадьбы долги не раздали. И в загс я не поеду. Хватит, насмотрелась».

Это был уже третий мой брак. Я рано почувствовала себя самостоятельной и не хотела жить под крылом у родителей. Даже таких замечательных, как мои. Первый раз вышла замуж в семнадцать лет - за своего ровесника Мишу Поляка, с которым училась в детской театральной студии. Мы вместе поступали в Школу-студию МХАТ.

Миша попал туда с первого раза, а я - только на следующий год. Пару лет мы жили в коммуналке на улице Огарева. Содержали нас родители. А потом мы выросли, поняли, - что все это несерьезно, и расстались друзьями.

В двадцать три года я снова вышла замуж. За каскадера Виктора Корзуна, с которым познакомилась на съемках фильма «Много шума из ничего». Он был старше на восемнадцать лет. Второй мой брак тоже оказался ошибкой. Желание найти поддержку у взрослого и опытного человека я приняла за любовь. У меня была депрессия. Я осталась без работы и не знала, что делать.

Наш курс почти в полном составе взял к себе только что пришедший во МХАТ Олег Николаевич Ефремов. Но друзья-однокурсники выжили меня из театра. Осудили на комсомольском собрании за опоздание на спектакль и потребовали увольнения. Особенно усердствовали некоторые девушки. Ефремов был в шоке: «Да, Людка, такой подлости я не видел! Чем ты им насолила?».

Он обещал восстановить меня в театре, но мой любимый педагог Алла Константиновна Тарасова советовала идти в «Ленком»: «Скоро там будет новый главный режиссер - Захаров, очень талантливый. А здесь тебя все равно съедят».

Я страшно горевала о том, что вылетела из МХАТа, и только потом поняла - Бог привел меня в «Ленком», чтобы я встретила Колю. Впервые я увидела его в спектакле «Музыка на одиннадцатом этаже». Сидела в зале, смотрела на страшненького, губастого и удивительно энергичного и обаятельного парня и думала: «Я умру, если он не будет моим!».

Это был человек, которого я искала. У меня было много романов, за мной ухаживали очень красивые и богатые кавалеры. Но увидев Колю, я поняла - только он, больше никто мне не нужен.

Он встречался со Светой Савеловой, звездой фильма «Семь стариков и одна девушка». Потом, правда, Коля клялся, что ничего серьезного между ними не было. Что он никогда бы не женился на Свете, потому что искал такую девушку, как я. Не знаю... Коля «измывался» надо мной очень долго. Уже расставшись со Светой, упорно не хотел замечать. А я, как последняя дура, ходила на все его спектакли, ждала у театра, приманивала - и так, и сяк.

Приехали на гастроли. Вечером говорю:

Коля, я купила колбаски хорошей, твоей любимой. Может, поужинаем вместе? У меня есть бутылочка вина.

Не знаю, как-нибудь в другой раз.

И так все время - не знаю, может быть, потом...

Сблизились мы почти через год после первой встречи, на гастролях в Ленинграде. У меня в номере часто собирались веселые компании. Пили шампанское, пели песни. И Коля как-то зашел с гитарой. Пока все веселились, я сидела и мечтала: «Вот было бы здорово, если бы все ушли, а Коля остался со мной».

Когда стали расходиться, я испугалась, что Коля сбежит, и выпалила: «А ты останься!».

Пока он раздумывал, заперла дверь на ключ! Коля был поражен. Не ожидал от меня такой смелости. А я в ту ночь сразу сказала: «Я так давно тебя люблю!..»

Виктор чувствовал, что я влюбилась. Когда мы с Колей стали встречаться, сказала мужу, что ухожу. И Корзун взбесился. Приходил в театр, закатывал сцены. Кулаками размахивал. Я подала на развод и вернулась к родителям.

Папа поседел буквально за одну ночь.

Два года Коля не делал мне предложения. И опять я подтолкнула его к решительному шагу: соврала, что собираюсь замуж за другого. Тут он испугался.

Я готовилась к свадьбе и целыми днями улыбалась.

Это были самые счастливые дни моей жизни. За несколько дней до росписи ко мне прибежал один из моих бывших возлюбленных:

Людмила, что ты делаешь? Зачем тебе этот брак? Караченцов - бабник, каких свет не видывал!

По-моему, ты ревнуешь, - заметила я. - И вообще, для меня это не важно. Главное - что я люблю его. Таким, какой он есть.

Конечно, я не представляла, что меня ждет. Через несколько лет Коля сделался безумно популярным и к нам мешками стали приходить письма поклонниц с признаниями в любви. Мой муж их даже не вскрывал. На чердаке нашего дома поселилась компания Колиных фанаток. Они портили дурацкими надписями стены в подъезде и делали мне гадости - оскорбляли по телефону, бросались камнями. Иногда было страшно выйти.

У «Ленкома» довольно долго дежурила сумасшедшая, называвшая себя женой Караченцова. Она не давала Коле проходу. Однажды, когда его в театре не было, эту женщину после очередного дебоша на «скорой» отправили в психушку. Она, видно, и там выдавала себя за Колину жену, потому что ему позвонили из больницы и попросили срочно приехать. Меня дома, как нарочно, не было, и Коля не на шутку испугался. Прибежал в «Ленком» и был безумно счастлив, когда обнаружил, что я на репетиции.

В Колю влюблялись не только психопатки. Моему мужу приписывают романы с очень известными и красивыми женщинами. Мне трудно судить, были ли они на самом деле. На протяжении тридцати с лишним лет Коля не давал повода для тревоги и подозрений. Гораздо важнее мимолетных увлечений для него была «погода» в нашем доме.

Когда-то было много разговоров о романе Николая Караченцова и Ольги Кабо. Они вместе снимались в трех картинах и играли на сцене. Я допускаю, что Оля и вправду была увлечена моим мужем. А какая женщина могла перед ним устоять? Певец, танцор, балагур, галантный рыцарь! Колю нельзя было не любить.

Однажды, в свой день рождения, Кабо пригласила Колю в гости, одного, без меня. Он сказал, куда идет. Пожелав Колясику приятного вечера, я отправилась с друзьями в ресторан. Не прошло и пары часов, как «неверный муж» начал звонить по телефону и звать меня домой. Он не мог без своей девоньки.

Несколько лет назад в любовницы Караченцова записали Марину Ширшикову, его партнершу и директора. Он страшно расстроился, когда прочитал об этом в какой-то «желтой» газете. Марина в тот момент выходила замуж. И мы прекрасно знали ее мужа.

«Надо сказать ей. Не дай бог, Сережа увидит заметку», - волновался Коля.

Марина была его ученицей и выросла на наших глазах. Аккомпанировала на концертах, выходила на подтанцовках. Она очень чистый и честный человек. Однажды я сама ей предложила: «Буду очень рада, если ты станешь ездить с Колей. Мне нужно, чтобы он был накормлен и спокоен и чтобы к нему не приставали сумасшедшие девицы».

И Марина стала Колиным директором.

Она родной для нас человек. Моя правая рука. Марина собирала антологию Колиных песен. Помогала мне организовать юбилейный вечер. Занимается с Колей степом. Караченцов для нее как отец. Он помог ей поступить в ГИТИС, привел в кино.

Если бы Коля сейчас был в силе, про него продолжали бы сочинять всякую ерунду. Партнерши его обожали. И многие наверняка мечтали о романе с Караченцовым.

Но для Коли одна из главных жизненных ценностей - полноценная семья. Может быть, потому, что у него в детстве такой семьи не было. Его мама, известный балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак, долго работала за границей, и Коля вырос в интернате. С тех пор он физически не выносит одиночества.

Бывало, приедет со съемки, а у меня спектакль. Домой Коля не идет, ждет, пока в окнах не зажжется свет. Жизнь начиналась, когда появлялась я. Коля так и говорил: «Где ты - там и дом».

Такая постановка вопроса не устраивала мою свекровь. Она меня сразу невзлюбила. Янина Евгеньевна была очень сильной и волевой женщиной с тяжелым характером. Личная жизнь у нее не сложилась. Она считала, что я «отобрала» сына, и настраивала Колю против меня. Однажды ей удалось нас поссорить. Мы были на грани развода.

Коля уехал на гастроли. Я сидела с маленьким сыном и ухаживала за больной мамой. У Андрюши случилось обострение панкреатита, а у мамы - сердечный приступ. И тут позвонила Янина Евгеньевна и попросила приехать. Я объяснила, что приехать не смогу, и она обиделась. Коле эта незначительная, в сущности, история была преподнесена совсем в другом свете, как будто я отказала в помощи умирающей. Он возмутился и обвинил меня в предательстве:

Я не могу жить с женщиной, не уважающей мою мать!

Ты не понимаешь! - оправдывалась я. - Она все неправильно рассказывает!

Но Коля верил только маме. Мы поссорились, я обиделась и ушла к родителям. Месяц мы жили раздельно и не разговаривали, встречаясь в театре. Я сходила с ума от горя и обиды, и Коля весь почернел. Однажды театр приехал в Загорск со спектаклем, и я зашла в Лавру помолиться. Ночью мне приснился сон. Я разговаривала со Спасителем, спрашивала, что мне делать, и он сказал: «Рассчитывай на свои силы. Ты должна объясниться с мужем».

Я поняла: чтобы вернуть Колю, надо все разложить по полочкам. Взяла бумагу и написала «конспект» нашего разговора. До этого меня захлестывали эмоции. Позвонила Коле:

Нужно поговорить.

Хорошо, я тебя жду. Пришла в нашу квартиру, села за стол, положила перед собой тетрадку с «тезисами» и начала:

Ответь мне на эти вопросы. Если ты скажешь «да» по всем пунктам, то поймешь, что я тебя не предавала.

Коля опешил. По всем пунктам ему пришлось ответить «да». И получилось, что я люблю своего мужа и готова на все ради него и его мамы!

Коля закурил, помолчал и сказал:

Возвращайся, девонька. Это наш с тобой дом.

Коля был гордым человеком, но я приперла его к стенке. Больше мы не ссорились и не расставались.

Главные роли в картине сыграли Ольга Кабо и Николай Караченцов.

Кабо вписалась в роль мгновенно, потому что Марию - чистую, нежную, чуть ироничную и прекрасную - Оле и играть было нечего. Эта роль замечательно ложилась на ее высокий чистый лоб, бархатные глаза в пол-лица… И хотя я смотрела других актрис, это было скорей просто опробование характера, а не поиск исполнительницы.

А вот с ролью корнета Родика Кирюхина у меня как-то не складывалось. Мы искали актера не старше тридцати. И не находили.

Олег Меньшиков, как всегда, «ускользал из объятий», и делать на него ставку было опасно.

Другой претендент смутил меня тем, что прежде чем прочесть сценарий, спросил, сколько он получит. Может, это была его шутка, но чувство юмора в тот момент мне изменило.

Николай Петрович Караченцов пришел по старой дружбе просто помочь провести пробы, подыграть Оле Кабо. Но он так хорошо «подыграл», что я затосковала. Когда работа в кино перерастает в дружбу, это дорогого стоит и случается не часто. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, что у тебя на экране.

Тем не менее мы продолжали пробовать других молодых актеров. В конце концов я поняла, что лучше возвести корнета в звание поручика.

Но Караченцов уже уехал с театром на гастроли в Питер. На душе сделалось тревожно: вдруг его перехватит другой режиссер и мы не сможем работать вместе?

Я помчалась в Питер.

Поезд подходил к Ленинграду, и по вагонному радио, которым по утрам будят пассажиров, вдруг зазвучал голос Николая Петровича. Он пел: «А жизнь во всем всегда права, и у нее свои слова». Он отвечал мне на мои поиски и терзания. Вот и не верь после этого в предзнаменования!

Я нашла Николая Петровича в гостинице «Октябрьская» и с порога спросила:

Если я присвою вам звание поручика, вы будете у меня сниматься?

Лучше бы сразу фельдмаршала! Но если у вас не нашлось подходящих эполет… Согласен пока на поручика.

Во время съемок стало ясно, что мы искали и ждали именно его, этого поручика. В нем сочетались озорство и суровое военное прошлое, ироничность и напор, авантюризм и безоглядная вера в правое дело. Ни в ком другом этого крутого замеса не было - молоды… Загадочная русская душа жила в поручике истинно и вольготно.

Загадочная русская душа,

В тебе сегодня песенная нежность,

А завтра безрассудная мятежность.

Так хороша ли ты - нехороша…

Юрий Энтин и Геннадий Гладков писали песню о загадочной русской душе, уже слыша голос Петровича, уже представляя удаль его героя.

…Кто-то может удивиться, что я настойчиво величаю Караченцова Николаем Петровичем. Это вовсе не приятельская шутка. Мы действительно общаемся исключительно на вы и по имени-отчеству. И хотя дружны много лет, но никогда не переходили на ты. Иногда в момент особого творческого единения я могу назвать его «Петрович» - но все равно на вы.

Так же мы общались с Андреем Александровичем Мироновым.

А, например, с Леней Ярмольником мы давно на ты. Правда, иногда, когда ситуация заворачивает куда-то не в лучшую сторону, мы переходим на вы, чтобы поставить необходимый барьер:

К барьеру, Леонид Исаакович!

Извольте, Алла Ильинична…


Кроме «Человека с бульвара Капуцинов», «Двух стрел» и «Чокнутых» у нас с Петровичем есть еще маленький клип «Леди Гамильтон». Он - как «легкое дыхание», как междометие, как мечта о прошлом (слова Юрия Рыбчинского, музыка Владимира Быстрякова). Один кадр из этого клипа мне особенно дорог. Там офицер, которого играл Караченцов, уходит с дамой (Олей Кабо), из-за которой только что дрался, - уходит спиной от камеры. Но что это за спина! С приподнятыми от ощущения собственного достоинства плечами и победительно оттопыренными руками: ну что, взяли?! Это не вычислено. Это прожито…

Когда нам изредка удается собраться всем вместе, то еще «до первой» мы обязательно смотрим наш клип. А потом и после первой…


На премьере «Чокнутых» в Доме кино один коллега Николая Петровича по театру подошел ко мне с поздравлениями, а потом все-таки укусил:

Но почему Караченцов? Что, уж и артистов нет других?! - При этом у него было абсолютно нецензурное выражение лица. Видимо, наш фильм наступил ему на самое то место, где больно. Мне стало его жаль.

Ничего, - ответила я. - Не переживай так. У тебя еще все сложится.


…Мы снимали сцену объяснения в любви между Родиком и Марией. В этот день у Оли была температура тридцать девять. Я должна была бы отменить съемку, но Ольга сказала:

Я же понимаю, что из всех температур для нас важнейшей является кино. Давайте снимать…

Она сыграла вдохновенно и прочувствованно. Быть может, даже более прочувствованно, чем было предусмотрено сценарием. Мне показалось, что Оля в тот момент думала о своей несбыточной любви и красивые крупные слезы, катившиеся у нее из глаз, были не слезами киноактрисы, а своими, настоящими.

Караченцов, увидев их, немедленно среагировал и отыграл: он провел рукой по Олиному лицу и сказал: «Соленые… Настоящие, значит?» Это тоже не было предусмотрено сценарием.


Оля вообще человек самоотверженный. Рисковый. И все хочет делать сама. В фильме «Крестоносцы» она неслась на мотоцикле с Сашей Иншаковым в коротеньком сарафанчике, едва держась одной рукой за мужественное Сашино плечо. Мотоцикл попал на разлитое масло (какая-то Аннушка постаралась), и актриса просто осталась без кожи на руке и ноге. Заживали раны долго, болезненно. Но съемок Ольга не остановила.

Вдруг звонит мне из Турции:

Завтра прыгаю из окна четвертого этажа гостиницы. Это финальный кадр картины.

Ты хочешь, чтобы он стал финальным в твоей жизни? - почти закричала я. - У тебя что, три позвоночника? Ты сначала хотя бы выйди замуж, чтоб было отчего из окна выбрасываться! Я не разрешаю! Пусть прыгает дублер.

Не волнуйтесь: мы прыгаем вместе с Сашей Иншаковым. Все будет хорошо!

На этот раз действительно обошлось. Но я и сейчас считаю, что прыгать ей не следовало. Я видела фильм. Прыжок был снят не лучшим образом и риска не стоил.

Так же отчаянно она впрыгнула в свое замужество. И так же самоотверженно выпрыгнула, оставив себе дочку Танечку.