«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»

Наверняка многим знакома фраза – «Дурная голова ногам покоя не дает». С этим утверждением трудно спорить.
Правда формулировку «дурная», лучше будет заменить на «сцепленная» или «прицепленная». Сейчас поясню на примере.
Представьте себе человека, выгуливающего щенка. И вот этот щенок, «гуляя», обнюхивает всё что только может обнюхать и облаивает всех, кого может облаять. При этом щенку всё равно, что при этом испытывает хозяин, он живёт своей, собачьей жизнью. Щенок никогда не будет гулять по дорожке, но всегда наискосок и поперёк, и обязательно будет обходить столбы и кусты «не с той стороны». При всём при этом глупо щенка обвинять в том, что он нарочно усложняет жизнь своего хозяина. Просто он – сам по себе, такова его природа и с этим приходиться мириться. Однако щенят можно воспитывать и дрессировать, но это отдельная тема, и сейчас мы не об этом.

КТО У КОГО НА ПОВОДКЕ?
Итак, человек выгуливает своего щенка. В случае, если поводок длинный и вокруг есть простор, будет хорошо и щенку и его хозяину. Щенок вдоволь набегаться не особо утомляя хозяина, который может просто стоять на месте и читать новости в своём телефоне. А теперь давайте представим, что поводок у щенка короткий. А теперь – очень короткий и к тому же привязан к носу хозяина? Воображение тут же рисует весьма жуткую картину, не так ли? Забегая чуть вперед скажу, что говоря о коротком поводке, привязанном к носу, я говорю о каждом из нас.

ГОРЕ ОТ УМА
Ум может причинить горе лишь тому, кто считает его «своим». Тем временем ум, по своей природе, не является твоим или моим. Он просто есть. Сам по себе. Как тот щенок. Как щенка трудно убедить,что он принадлежит тебе, а не наоборот, так же ум. Он не твой, он сам по себе. И ты не можешь им управлять (не путать с вниманием, которое поддаётся дрессировке). Вспомни, как тебе, еще ребенку, надо было выполнять домашнее задание, а уму твоё «надо» было – всё равно что тому щенку «государственные правила поведения на тротуаре».
Так вот, ум водит тебя за нос на коротком поводке. И не следует спорить с этим. Доказательством тому, что ты не господин своего ума, является то, что ты никогда не угадаешь, о чем будет следующая твоя мысль. Точно так же, как и не угадаешь, какой запах будет следующим для твоего щенка. И вот с таким умом, водящим всех за нос, люди вынуждены жить. Впрочем, раз так, разве это жизнь?…

И КАК ЖЕ МНЕ БЫТЬ С ЭТИМ?
Поскольку ум не поддаётся дрессировке, оставим его в покое. У нас есть нечто, что поможет нам отцепить поводок от нашего носа. Это нечто – внимание. Ведь что делает ум, он, посредством мыслей, приковывает к себе всё наше внимание, целиком. Точно так же, как и щенок, бегая от одного запаха к другому таскает за собой своего хозяина, так и ум таскает наше внимание от одной мысли к другой. И это ни что иное, как рабство. Горе от ума, вот что это такое.

ИТАК, ВНИМАНИЕ!
Внимательный человек способен «видеть» мысли. И эта способность может освободить его от рабства ума. Более того, внимание поддаётся тренировке и усилению. Так же, как и мускулы. И чем интенсивнее становится твоё внимание, тем ты свободнее от диктата ума. Поясню. Когда ты внимателен, ты видишь мысли, следовательно ты можешь выбирать, принимать тебе ту или иную мысль или не принимать. Теперь ты господин, а не мысли. Пусть они вереницей идут одна за одной. Отпусти их и внимай, т.е. наблюдай за ними, как наблюдаешь за птицами, летящими высоко в небе. Не цепляйся за них. Пусть себе пролетают. Они сами по себе, ты сам по себе. Они пролетают одна за другой, ты созерцаешь. И теперь ты не томишься в рабстве непутёвого и суетливого ума. Ты свободен!

Рузит Энмар